14-03-25 / 2025
Новости отрасли
Маркировку отменить нельзя отложить

Бизнес против "Честного знака". Об этом предприниматели, работающие в Северо-Западном регионе, заявили на заседании рабочей группы, состоявшемся в Заксобрании Петербурга в конце прошлого года. Российские производители и экспортеры просят защиты у региональных депутатов и бизнес-омбудсмена.

Минпромторг тем временем расширил перечень продукции, обязательной для сертификации. Он уже охватывает почти три десятка товарных групп, в него добавили меховые изделия, некоторые стройматериалы, бытовую химию. С 1 ноября 2024 года в него внесли шины и автопокрышки. "РЖД-Партнер" о "Честном знаке", который, со слов предпринимателей, выводит рынок в "серую зону".

Автозапчасти под маркировкой Оригинальные автозапчасти сходят с того самого конвейера, на котором собирают автомобиль, под контролем завода-изготовителя. Но на рынке автозапчастей предлагают также аналоги, запчасти восстановленные и с авторазборок. Есть также контрафакт и подделка. С последними, согласно данным международной сети обслуживания автомобилей Fit Service и аналитического агентства Gruzdev Analyze, сталкиваются около 37% российских автомехаников. Годом ранее этот показатель был значительно ниже – порядка 25%.

"Такого наплыва поддельных запчастей не было с 2007 года", – отмечает генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев. Он подчеркивает, контрафактные запчасти не только увеличивают расходы на ремонт, но и повышают риск дорожнотранспортных происшествий.

Минпромторг намерен остановить вал подделок и контрафакта. Для этого предложено на свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления уже в 2025 году ставить "Честный знак". Внимание Минпромторга к дефициту запчастей для автомобилей, производители которых ушли с российского рынка, а также к росту контрафактной продукции привлек глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. "Эксперименты по введению маркировки отдельных видов продукции в России показывают снижение объемов нелегального оборота продукции и увеличение налоговых поступлений в бюджет", – комментирует инициативу сенатор. Законопроект о вводе маркировки на автокомпоненты уже готов. Документ опубликован на портале нормативных правовых актов.

"Целями эксперимента является апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации автозапчастей для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту указанной группы товаров", – говорится в пояснительной записке. Со слов А. Кутепова, маркировка эффективна в "обелении рынка", она нужна как минимум самим заводам. Но есть и ее противники. В их числе – Наталия Астахова, депутат Заксобрания Петербурга. Она с начала 2024 года получает жалобы от отечественных фабрикантов и продавцов легкой промышленности. Со слов петербургского депутата, поток обращений усилился после 1 апреля 2024 года, с этого момента маркировать "Честным знаком" стали все рубашки, брюки и юбки. В этом году в петербургском ЗакСе дважды прошли заседания рабочей группы, и на каждом из них предприниматели не просто умоляют законотворцев о спасении от "Честного знака", они угрожают уходом с рынка.

Маркировка "лупит по малому бизнесу", с таким заявлением выступила директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова.

"Давайте скажем честно, российские предприниматели не нужны нашему государству", – резюмировала она свои злоключения из-за внедрения маркировки.

Ее коллега – Екатерина Кузина, предприниматель, приехавшая из Челябинска на заседание в петербургском ЗакСе, – подтверждает: "Честный знак" разоряет и ее в частности, и весь российский бизнес в целом.

Магазины из-за необходимости маркировки всей продукции превратились в Центры по управлению космическим полетом, говорит она, прилавки заставлены не продукцией из фабрик, а оборудованием, которое необходимо для обслуживания "Честного знака". И главное, это оборудование предприниматели приобретают самостоятельно и эти затраты им никто не компенсирует. Алексей Зажигин, директор розничной сети "Бизнес Стиль", подсчитал, что маркировка единицы товара стоимостью в 500 руб. обходится в 1000 руб. Для этого необходимо закупить 10 элементов оборудования общей стоимостью минимум 45 тыс. руб. Первые 2,5 тыс. затрачивают на создание УЦП в налоговой службе, еще 2,5 тыс. – на покупку сканера. Часть средств уходит на его настройку.

Еще 10 тыс. – на приобретение и установку программного обеспечения.

Покупка термотрафаретного принтера для печати меток – это еще 18 тыс. руб. Да и сама марка – не бесплатная, ее оценивают в 60 коп. За регистрацию в "Честном знаке" – еще 26 тыс. руб. Если что-то сломалось или не закуплено, то "Честный знак" отказывается признавать товар "белым". Со слов бизнесмена, "обеления" рынка с помощью маркировки не получилось. И главное, подхватывает Е. Кузина, продавцов, работающих под покровом "серого" рынка, проверяющие органы не видят, а тех, кто работает "в белую", наказывают. За что? За оборудование, которое работает от электричества. По мнению пожарной инспекции, российские магазины виновны в росте нагрузки на электрические сети, а значит – в создании пожароопасной ситуации.

Расходы на внедрение "Честного знака" – многомиллионные, об этом говорит уже Ирина Миронова, директор производителя одежды "Леди Шарм".

Даже если пойти по наиболее экономичному пути. "Леди Шарм" поставила рекомендованную официальным оператором лайт-версию программы, но она "не встраивалась в учетную систему". И компании грозят штрафные санкции как от проверяющих и контролирующих органов, так и от контрагентов. Итого из-за ввода обязательной маркировки "Леди Шарм" потеряла четырех из каждых десяти оптовых покупателей. Со слов И. Мироновой, ушедшие не захотели работать с производителем одежды, который задерживает поставки из-за внедрения "Честного знака". Куда ушли контрагенты и бывшие партнеры по бизнесу? И. Миронова аккуратно говорит о "серой зоне".

Маркировка автозапчастей пойдет по сценарию, который отработали на легкой промышленности: рынок не избавится от контрафакта, но повысит конечную стоимость товара, так считает Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков. Н. Астахова согласна. Маркировать автозапчасти – решение абсурдное, заявила она в разговоре с "РЖДПартнером".

"Интересно, как правильно маркировать нелегальный импорт? А как – запчасти с авторазборок? Мне кажется, что идея маркировки автозапчастей – это нелепая причуда. В условиях санкций почти все импортные запчасти в Россию поступают нелегально. Номенклатура запчастей настолько широка, что поставщики замучаются маркировать детальки", – разъясняет она "РЖД-Партнеру".

Марки: вскрыть, извлечь, приклеить В России обязательной маркировке подлежит также импортируемый товар. Марку "Честного знака" может поставить зарубежный производитель. Но, со слов импортеров, сканеры, которые использует таможня России, устаревшие, а значит, они не могут прочитать марки, которые разместил зарубежный партнер.

Нанести маркировку можно и в России. Но сделать это возможно только на складе у отправителя, на складе консолидации или на таможенном складе, рассказывает Андрей Серебряков, заместитель директора по работе с клиентами АО "Канавара Групп". Дешевле всего маркировать импорт на простом складе. Но российское законодательство это запрещает. На простом складе владелец груза может лишь сверять сопроводительную документацию, взвешивать груз и фотографировать его. А вот дробить, распаковывать – если нет таможенного осмотра и досмотра – запрещено, разъясняет собственник склада, размещенного на нейтральной территории.

"Во всех странах маркировка осуществляется в соответствии с положением ст. 102 Таможенного кодекса. Но в России считают, что Таможенный кодекс необходимо трактовать по-иному. Поэтому в России участники ВЭД идут мало того что длинным путем, так еще и дорогим. Из-за таможенных сложностей и формальностей конечная стоимость груза увеличивается раза в четыре. В России столь подорожавший товар невозможно продать, импортер теряет прибыль, а государство лишается еще одного участника ВЭД. Кому от этого лучше?" – продолжает он.

Число деклараций в режиме таможенного склада, которые подаются с целью дальнейшей маркировки товара, значительно возросло, об этом говорит А. Серебряков. И, с его слов, конечная стоимость импорта растет как из-за затрат на маркировку "Честным знаком", так и из-за дополнительных финансовых и временных затрат. Он подчеркивает: любые дополнительные манипуляции с товаром увеличивают сроки его доставки, что, в свою очередь, влияет на срок оборачиваемости денежных средств и в связи с этим на конечную стоимость товара.

Главное, марки "Честный знак" на товар, доставляемый из-за рубежа, в России наклеивают вручную. Специально обученный человек с правом доступа на нейтральную территорию – так оценивают таможенный склад – разрывает упаковки, извлекает из них индивидуальные коробки и на каждую вручную наклеивает QR-код. Вернее, даже два кода: первый – это сам "Честный знак", а второй – код товара. Владельцы импортируемого груза предлагают Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), курирующему работу "Честного знака", объединить две наклейки. Предложение уже направлено оператору. От него даже получен официальный ответ "Ваше предложение в работе".

"Первое время мы радовались этому ответу, а потом выяснилось – он вообще ничего не означает. Потому что результаты рассмотрения нашего предложения не известны до сих пор. Поэтому мы отправляем наши предложения повторно, вновь и вновь. Получаем те же ответы, и ничего не меняется", – рассказывает участник рынка ВЭД и уполномоченный оператор.

"Честный знак" обязательным стал в 2019 году. Оператором системы выступил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он генерирует коды, которые получают производители и импортеры, ведет список всех участников оборота. ЦРПТ – совместный проект USM Алишера Усманова, ГК "Ростех" и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого. Проект, который реализуют пять лет, уже охватывает 25 товарных групп: от продуктов питания до лекарств и обуви, еще 16 находятся в пилотной стадии. Законодатель заявлял о намерении создать возможность для прослеживания пути продукта.

Именно для этого внедрены метки "Честный знак". Депутат Н. Астахова признается: задуманное не удалось, и задача не выполнена. С ее слов, маркировка превратилась в фискальный инструмент, с помощью которого идет сбор средств с предпринимателей. Но такая цель официально не декларируется.

Если производитель или импортер не промаркирует товар "Честным знаком", то согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ товар конфискуют, а владельца бизнеса и собственника товара оштрафуют, размер штрафных санкций – до 300 тыс. руб. Если стоимость немаркированных товаров составляет 1,5 млн рублей, то предпринимателю грозит штраф до 1 млн рублей, его могут также лишить свободы сроком до пяти лет. За преступление в составе группы и в особо крупном размере санкции еще жестче.

Маркировка раздора Маркировку нужно отменять, но едва ли это в наших силах, сокрушается Н. Астахова. "Причин для отмены маркировки хоть отбавляй, и нет ни одного разумного довода для ее сохранения. "Честный знак" обременителен для бизнеса, он угнетает высокой трудоемкостью и чрезмерными расходами. А для потребителя маркировка бесполезна: все, что ему нужно, он без лишних усилий прочитает на упаковке товара или на бирке. Этого уже достаточно, чтобы отменить маркировку. Но мы понимаем, что за ней стоят очень влиятельные люди в высших эшелонах власти. Маркировка – весьма прибыльный бизнес: значительную часть затрат берут на себя покупатели маркировочного кода, а если кто-то не захочет его покупать, то того посадят", – констатирует петербургский депутат.

Отдельные производители и продавцы одежды в 2025 году могут покинуть российский рынок, потому что могут не выдержать конкуренции с более дешевыми товарами из-за рубежа. Ситуацию обостряет налоговая реформа, которую запустят в этом году. 2025 год бизнес, особенно малый, просто не переживет, так считает Валерий Калугин, региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.

"Считаю, что процесс маркировки надо приостановить. Бизнесу надо дать послабление хоть где-то", – заявил В. Калугин. Предприниматели согласны если не на мораторий маркировки, то хотя бы на компенсацию затрат на ее внедрение. Или на поправки в законодательство, которые спасут отечественных производителей и продавцов от потребительского экстремизма. Заявлено, покупатели специально портят марки, а потом шантажируют проблемами с их считыванием.

Со слов тех, кто уже работает с "Честным знаком", они вынуждены вновь и вновь маркировать продукцию, если покупатель вернул товар, а ритейлер снова, по-честному, хочет ввести его в торговый оборот. Но этому противится "Честный знак", система выдает ошибку, и тогда в процесс вмешивается Роспотребнадзор. Продавцы разводят руками, законодательно за покупателем не закреплена обязанность сохранять метку "Честный знак" при возврате товара.

О размере выручки, которую получает оператор за внедрение "Честного знака", ничего не известно. На прямой вопрос депутата Н. Астаховой представитель ЦРПТ не смог ответить. Впрочем, весь диалог Н. Астаховой и представителя госструктуры может войти в учебники по уходу от ответов: депутат попыталась выяснить отношения Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) с оператором ЦРПТ. Представитель ЦРПТ ответил: связь есть, потому что "эти компании работают в связке". Правда, кто учредитель первой и второй компаний, он не сказал, но "надзирает" за обеими компаниями Минпромторг. Ведомство также следит за выручкой обеих компаний... Ранее оператор "Честного знака" заявлял о снижении доли подделок и контрафакта, но привести методику расчетов не смог.

Об обязательной установке "Честного знака" на автокомпоненты и запчасти глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил в июне 2024 года на Петербургском международном экономическом форуме. Маркировка шин и автопокрышек стала обязательной с 1 ноября 2024 года. Регистрация в системе отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей ведется в экспериментальном режиме. По словам гендиректора испытательной лаборатории Юрия Пархоменко, который проводит проверку машин для подтверждения возможности их использования на дорогах, это пир во время чумы. У граждан много автомобилей производства недружественных стран. Мало того, что они подорожали, выросли стоимости запчастей на них, поскольку завозить их приходится обходными путями через дружественные страны. Автоэксперт Игорь Моржаретто заявляет, что доля контрафакта по некоторым позициям достигает 50%. А по техническим жидкостям – маслам, антифризам, тормозным жидкостям – и того больше. И если не бороться с контрафактом, то он просто захлестнет, говорит И. Моржаретто.

"Серый" бизнес только выигрывает от маркировки. Например, после маркировки легальные сигареты стали слишком дороги для многих россиян: сейчас четверть табачного рынка проходит мимо кассы. Потребителю плевать, есть на изделии "Честный знак" или нет его, волнует только цена и качество, а маркировка не гарантирует качества, она лишь повышает цену, то есть ставит добросовестный бизнес в проигрыш ное положение. Думаю, жизнь заставит правительство отказаться от этой блажи. Здравый смысл, возможно, не сразу, не быстро, но все же всегда берет верх", – заключает Н. Астахова.

Работающих под покровом "серого" рынка проверяющие органы не видят, а тех, кто работает "в белую", – наказывают Если стоимость немаркированных товаров составляет 1,5 млн рублей, то предпринимателю грозит штраф до 1 млн рублей, его могут также лишить свободы сроком до пяти лет. За преступление в составе группы и в особо крупном размере санкции еще жестче Маркировка единицы товара стоимостью в 500 руб. обходится в 1000 руб.

Для этого необходимо закупить 10 элементов оборудования общей стоимостью минимум 45 тыс. руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.03.2025