07-10-19 / 2019
Новости отрасли
Маркетплейсы – единственный верный путь для логистики

В мае IТ-компания Relog приобрела крупнейший маркетплейс по поиску груза и транспорта в Казахстане – "20 тонн". В сервисе зарегистрировано более 38 тыс. пользователей и было совершено уже более 1,34 млн заказов по всему СНГ. К системе подключены 8 тыс. перевозчиков (в основном из Казахстана). Месячная аудитория водителей составляет 5 тыс. пользователей и каждый день регистрируется порядка 50–60 пользователей, притом что сервис сегодня работает без рекламы. Эксперты предполагают, что подобное приобретение позволит Relog стать лидером на рынке Казахстана в предоставлении IТ-продуктов в логистике. О судьбе маркетплейсов в логистике мы поговорили с основателем и генеральным директором Relog Бауыржаном Рустемовым. – Есть ли вероятность, что рынок грузов перейдет на систему маркетплейсов? Чем такие сервисы будут кардинально отличаться от популярных сегодня бирж и тендерных размещений?

– Пока нет ни одного достойного игрока на рынке маркетплейсов для логистики, но я считаю, что это единственный верный путь. Доски объявлений, биржи – это только возможность поделиться контактами. Рисков много, а бизнес риски не любит. Нужно построить систему, которая закрывала бы все потребности участников перевозочного процесса. Отправитель готов переплатить, но доставить груз надежной компанией с обязательным страхованием. Одна из больших проблем при этом – расчеты с перевозчиком, где возможны различные махинации. В идеале все должно прийти к типу сервиса, где имеется прозрачная внутренняя система оплаты. Также должна быть страховка грузов на всех этапах заказа. Наконец, пользователям необходимы дополнительные сервисы в виде техподдержки, отзывов, рейтинга в системе. По отдельности они не будут работать, поэтому сервис должен совмещать в себе сразу все составляющие, а это очень сложно. Сложнее, чем, допустим, в такси, где система маркетплейсов уже показала свою эффективность.

– Какие требования необходимо выполнить, чтобы крупные перевозчики с многотонными заказами присоединились к подобным системам?

– У таких компаний высокие стандарты безопасности. Когда их можно будет удовлетворить, бизнес с удовольствием присоединится к системе. Они и сами хотят, чтобы существовала платформа, которая позволит аутсорсить ненужный транспорт с потерями, превышающими заработок. Многие с удовольствием избавились бы от автопарка, но не могут этого сделать, поскольку на рынке нет компаний, удовлетворяющих их требованиям, в том числе по страхованию грузов. Мне вспоминается такой кейс: у хлебобулочной компании было 80 ед. транспорта, занятых под развозку только до 14.00. Большую часть суток эти машины стояли пустыми. Компания предложила загрузить транспорт в систему и найти заказчиков, у которых возникает необходимость в вечерней развозке. Чем больше к системе будет подключено компаний, тем больше у нас будет возможностей объединять потребности и возможности. Мы можем на одних и тех же машинах развозить разные виды продукции и таким образом сокращать количество привлекаемых транспортных единиц.

– Есть ли вероятность, что в скором времени к нам придет "логистика без логиста"?

– Мультимодальная система с доставкой от двери до двери – такая идея звучит как утопия, но мне кажется, что это возможно. Цивилизация движется как? В сторону увеличения эффективности, роста производительности и продуктивности. И один из методов увеличения эффективности – это ликвидация посредников в бизнес-процессах. Сегодня многие экспедиторские компании, диспетчеры, брокеры – это посредники, которые имеют свою маржу за счет коннекта одних с другими.

– Какие плюсы для перевозчиков и грузоотправителей в подключении к системе?

– Для грузоотправителя это возможность найти хорошего, проверенного перевозчика с хорошим рейтингом, реальными отзывами и без проблем доставить свой груз. А для перевозчиков – сократить время простоя и заработать на дополнительных заказах.

– Какие есть подводные камни в использовании подобных сервисов?

– Многие из них нуждаются в существенной доработке из-за отсутствия гарантий. Здесь есть загвоздка. Во-первых, нужно сделать рейтинговую систему с корректным подсчетом и реальными отзывами клиентов. Во-вторых, необходимо запускать партнерство со страховым агентством. На основе пакета документов, который загружает водитель (техпаспорт, удостоверение, страховка и т. д.), и рейтинга системы страховое агентство будет присваивать свою категорию, по которой определяется, будет ли застрахован груз при перевозке. Только если страховое агентство владеет полной информацией о водителе, то может принять решение, какой может быть выдан страховой лимит.

– Какая судьба ждет проект "20 тонн" в новых руках?

– Динамики роста зарегистрированных пользователей на данный момент нет. Мы ее и не ждем, потому что мы планируем перезапуск и ребрендинг. Развитие идет в фоновом режиме. Сейчас мы разрабатываем стратегию и дорожную карту продукта. Мы выкупили "20 тонн" как доску объявлений, где грузоотправители могут найти перевозчиков, а операторы – грузы. Это пока еще неинтеллектуальный маркетплейс, где можно найти контакты возможных партнеров, но никто не несет ответственности за публикуемые объявления. В дальнейшем "20 тонн" пойдет по пути формирования полного сервиса услуг по логистике.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИА РЖД-Партнер.Ру07.10.2019