13-12-19 / 2019
Новости отрасли
Маркетплейс для грузоотправителей

Сначала погодные условия, а затем влияние макроэкономических процессов – итоги 2019 года не обещают хороших показателей для логистических компаний Северо-Запада. С января по декабрь рост объемов погрузки на Октябрьской железной дороге (ОЖД) нарастающим итогом составил лишь 0,1%. Профицит вагонного парка и динамика цен на массовые грузы усиливают конкуренцию среди железнодорожных операторов. Как решает эти проблемы Санкт-Петербургский филиал Первой грузовой компании (ПГК), рассказывает его директор Павел Ситало.

– Как вы оцениваете прошедший год? Что, по вашему мнению, может быть эффективным в существующих условиях для сохранения объемов бизнеса?

– Для нас главное, что мы выполнили все обязательства перед нашими партнерами. Нам удалось не только сохранить, даже чуть прирастить клиентскую базу. Что касается общей тенденции, могу сказать твердо – да, конкуренция растет. Объективно, чтобы усиливать свою долю на рынке, мы должны не только строить свои отношения с перевозчиком, но и разрабатывать и внедрять новые сервисы. Знаете, мы недавно провели круглый стол с представителями Октябрьской железной дороги и предприятий Северо-Западного региона – около ста человек обсуждали актуальные проблемы рынка железнодорожных грузоперевозок. И еще раз убедились, что процессы и технологии в разы эффективнее, если они построены по принципу взаимной выгоды.

– Можете привести пример такого партнерского взаимодействия? В чем оно заключается?

– Используем экспертный опыт и технологии, которые приносят конкретную пользу и РЖД, и клиенту, и нам, как оператору. Например, применение технической и отправительской маршрутизации. В этом году при поддержке Октябрьской железной дороги ее уровень вырос до 36%. В частности, мы сформировали грузовые составы повышенной длины (свыше 100 вагонов) для отправки порожних вагонов со ст. Новый Порт и Лужская. Такие меры приносят ощутимую пользу: ОЖД снижает эксплуатационные расходы и нагрузку на инфраструктуру, клиент обеспечен порожними вагонами под погрузку, мы же ускоряем оборот вагона в среднем на 0,5 суток.Еще один пример успешного взаимодействия с ОЖД – оптимизация подачи вагонов в адрес предприятия "Карельский окатыш" (входит в горнодобывающий дивизион "Северстали") в результате нормирования вагонопотока. Это дало возможность на 40% сократить среднесуточное количество "брошенных" (оставленных на путях без локомотива) вагонов назначением на станцию Костомукша.

– Это ключевой клиент? Как сегодня формируется структура грузопотока?

– Да, наибольший объем погрузки филиала приходится на железную руду (63%). Основными партнерами в этом сегменте, помимо "Карельского окатыша", являются "ОЛКОН" (Оленегорский ГОК) и "Ковдорский ГОК". За 11 месяцев текущего года объем погрузки в этом сегменте превысил 7 млн тонн сырья. Далее со значительным отрывом можно выделить строительные грузы (12%), минеральные удобрения (11%), цемент (6%) и промышленное сырье (2%), 6% занимают прочие грузы. В числе наших клиентов такие значимые предприятия региона как "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", "Апатит", "Ленстройкомплектация", "Тиккурила" и многие другие. Выстраивая комплекс услуг и развивая цифровые сервисы, мы ориентируемся прежде всего на их запросы.

– Как считаете, цифровые услуги – это просто мода или что-то большее?

– Это запрос бизнеса. Мы всегда исходим только из реальных потребностей. Например, более 50% клиентов Санкт-Петербургского филиала постоянно пользуются личным кабинетом клиента в системе "ПГК Онлайн", 15% из них – на ежедневной основе. Потому что в нем удобно отслеживать движение грузов, получать информацию по конкретным вагонам, работать с документами, формировать отчеты, которые потом помогут планировать погрузку.Здесь можно также следить за динамическим сальдо по договорам, подавать заявки на расчет стоимости перевозок. Одним словом, быть на связи с ПГК в любой момент логистического процесса. А в этом году мы представили интерактивное приложение "Мобильный репортер".

- В чем его интерактивность?

– Этот сервис позволяет нашим клиентам оперативно сообщать о некачественных или поврежденных вагонах, поданных под погрузку. Пока этот сервис тестируется на крытых вагонах, но к нему уже возник интерес грузоотправителей, использующих другие виды подвижного состава. А для нас как для собственника подвижного состава важно, что с помощью "Мобильного репортера" мы можем аккумулировать и анализировать данные по состоянию вагонного парка. Есть еще удобный электронный документооборот, в планах –новые разработки. Полагаю, что все вместе в перспективе сможет сформировать маркетплейс – оптимизированную онлайн-платформу на рынке железнодорожных грузоперевозок.

Для справки:

АО "Первая Грузовая Компания" (ПГК) – крупнейший частный оператор железнодорожных перевозок в России. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. В управлении ПГК – более 113 тыс. единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, цистерны, платформы и вагоны иных типов. Региональная сеть компании представлена филиалами в 14 городах России, а международная – в Казахстане и совместным предприятием в Финляндии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ13.12.2019