30-03-21 / 2021
Новости отрасли
Маневровики – в помощь бизнесу

Несмотря на пандемический кризис, промышленные предприятия достаточно активно занимаются обновлением парка маневровых локомотивов. Основные причины – устаревающий локомотивный парк и новые требования к безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Как отмечает российский производитель подвижного состава, машиностроительный холдинг "Синара – Транспортные Машины" (СТМ), совокупный маневровый парк составляет порядка 8000 единиц, и более половины имеет значительный износ со сроком службы более 30 лет. Несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, на которую во многом повлияла пандемия коронавируса, кривая спроса на маневровую тягу среди частных компаний медленно, но верно растет. По оценкам АНО "ИПЕМ", прошедший год стал рекордным по объему поставок за последние пять лет.

Какие решения по маневровой тяге выбирают металлурги

Четырехосный маневрово-вывозной тепловоз серии ТЭМ9

Двухдизельный маневрово-вывозной тепловоз с электрической передачей ТЭМ14 в порту ТаманиСамым массовым и востребованным среди локомотивов последнего поколения стал маневровый тепловоз ТЭМ9. Именно этот локомотив больше всего приобретали промышленные предприятия. Эту машину металлурги ценят за способность эффективно проходить кривые малого радиуса (до 50 м) за счет уникальной тележечной части и высоких параметров производительности. Более 150 таких машин задействованы в маневровой работе в металлургическом комплексе с шириной колеи 1520 мм от Казахстана до Белоруссии.

Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) с 2009 года эксплуатирует тепловозы серии ТЭМ9. Они обеспечивают транспортировку железорудного сырья, а также перевозку в коксохимическом и доменном производствах, заканчивая вывозом готовой продукции на станции Магнитогорск-Грузовой. "Машины зарекомендовали себя с положительной стороны как в вопросах технического обслуживания, так и в вопросах эксплуатации. Улучшилась эргономика рабочего места машиниста и помощника машиниста, а следственно, и условия труда. На последних модификациях установлены системы поддержания микроклимата в кабине тепловоза, что существенно повышает условия труда на "горячих" перевозках. По опыту эксплуатации продолжительностью 12 лет сложилось устойчивое мнение о "неприхотливости" тепловозов при работе в тяжелых условиях и о высоком качестве выпускаемой продукции СТМ", – пояснили в ПАО "ММК".

Тяга к эффективной логистике

Выбор в пользу локомотивов ТЭМ9 сделал и крупнейший грузовой железнодорожный оператор в нашей стране – "Федеральная грузовая компания" (ФГК). В 2020 году в ФГК развернули программу комплексного транспортного обслуживания промышленных предприятий, которая сегодня реализуется на трех участках – станциях Божковская, Качканар, Кузнечное. Там работают четыре тепловоза серии ТЭМ9. На станции Божковская погрузка вагонов с продукцией Обуховского щебзавода увеличилась на 62,5% (до 76,7 тыс. вагонов). Другие клиенты ФГК – "ЛСР. Базовые" и щебеночно-дробильный завод "Северный" – также отмечают заметный рост грузооборота благодаря тепловозам ТЭМ9.

"Ввод собственных локомотивов позволил и нам, и нашим клиентам решить ряд важных производственных задач: увеличить объем погрузки, сократить время простоя вагонов на путях необщего пользования, уменьшить затраты на топливо, снизить технологические риски. Наши партнеры, передавая ФГК непрофильные бизнес-процессы, повышают эффективность своей деятельности, они сосредоточены на наращивании производственных мощностей", – отметил главный инженер АО "ФГК" Андрей Шевцов.

Разные задачи бизнеса требуют различных типов маневровой техники, особенно это актуально для предприятий добывающей промышленности, где железнодорожный транспорт занимает значительную долю в общей структуре перевозок грузов. В 2020 году СТМ начал сотрудничество с ГК "ОТЭКО", которая реализует масштабную инвестиционную программу по строительству портовой инфраструктуры на полуострове Тамань с объемом перевалки до 70 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию перегрузочных комплексов потребовал расширения локомотивного парка. ОТЭКО приобрела у СТМ три тепловоза ТЭМ14 – самых производительных сегодня на рынке маневрово-вывозной техники в России. В порту Тамани ТЭМ14 осуществляют маневровую работу с составами до 6 тыс. тонн. Примечательно, что больше "тянут" только магистральные тепловозы, но они имеют бoльшие габариты. Эксплуатационная эффективность локомотива также обеспечена за счет двухдизельной системы, что позволяет максимально сократить потребление топлива – до 20%.

"Введение в эксплуатацию ТЭМ14 на терминалах ОТЭКО позволило на 20% повысить эффективность маневровой работы в условиях сложного профиля пути (уклоны до 14 ‰). Ускорены подача и уборка вагонов на грузовые фронты за счет их увеличения в маневровом составе. Фактически маневровая работа осуществляется с полносоставным поездом. При этомза счет применения двухдизельной компоновки локомотивы данной серии экономичнее схожих по характеристикам ТЭМ7", – подчеркнул заместитель генерального директора ОТЭКО Андрей Волков.

Какие модели маневровых локомотивов вышли на рынок

Отметим, что прошедший год для холдинга "Синара – Транспортные Машины" охарактеризован не только ростом производственных мощностей по выпуску маневровых локомотивов, но и стал рекордным с точки зрения увеличения продуктового портфеля. Впервые СТМ получил сертификаты соответствия на три модели тепловозов – высокопроизводительный ТЭМ14М (2530 л.с.), среднемощный ТЭМ10 (1164 л.с.) и компактный ТГМК2 (550 л.с.).

Как отметил генеральный директор Торгового дома СТМ Антон Зубихин, наиболее высокий потенциал спроса у локомотива ТЭМ10. Один из первых локомотивов данной серии был отправлен в начале года компании "НЛМК". Сейчас в СТМ обсуждаются условия контрактов на поставку этой модели с рядом крупных заказчиков. "Мы сфокусированы на потребностях клиентов и стремимся совершенствовать свою продуктовую линейку. В разработке наших новых машин заложен принцип постоянного совершенствования технологических и в особенности эксплуатационных характеристик. Приведу пример. ТЭМ10 превосходит зарекомендовавший себя локомотив ТЭМ9 по многим параметрам. Новая машина способна преодолевать кривые малых радиусов не в 50 м, как это делает ТЭМ9, а в 45 м. Это абсолютная технологическая инновация – без преувеличения уникальное торговое предложение. Наша задача – создавать энергоэффективные и экологичные локомотивы, которые решают логистические задачи бизнеса, и мы с этой задачей успешно справляемся", – обратил внимание Антон Зубихин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.03.2021