29-10-14 / 2014
Новости отрасли
"Малые" ж/д операторы удовлетворены, что в РЖД понимают пагубность месячного планирования

Руководитель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших владельцев вагонов) Ольга Лукьянова удовлетворена тем, что к руководству ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) приходит понимание пагубности месячного планирования грузоперевозок, которое монополия рассчитывает ввести вместо непрерывного.

"24 октября я участвовала в конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство". Вице-президентами РЖД ( Анатолием - ИФ) Краснощеком и (Салманом - ИФ) Бабаевым вновь поднимался вопрос "ЕСТП" (единый сетевой технологический процесс) и предусмотренного им месячного планирования взамен непрерывного. Приятно отметить: Салман Магомедрасулович высказал уверенность, что если "Российские железные дороги" внедрят жесткое месячное планирование, то клиент окончательно уйдет с железной дороги на автотранспорт", - написала глава НП ОЖдПС в своем блоге. "Нам нужно где-то ужаться, но работать по старому, то есть, как удобно клиенту", - привела слова С.Бабаева О.Лукьянова.

Как сообщалось ранее, в ЕСТП РЖД отразили новый принцип планирования грузовых перевозок. Компания готовила документ с начала 2012 г., чтобы стабилизировать ситуацию с ж/д перевозками в стране в условиях дефицита пропускных способностей. Монополия рассчитывала перейти от непрерывной подачи заявок на них к календарному, в рамках которого отправители должны за 10 дней до начала месяца подавать монополии заявку на весь следующий месяц (сейчас это можно сделать в любой день). При превышении заявленных объемов компаниям необходимо заплатить неустойку. По сути, речь идет о введении в РФ планирования маршрутов за 40 дней.

В этой связи операторы скептически восприняли ЕСТП. Например, Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев вагонов), заявил, что, если в РФ и переходить к календарному планированию ж/д перевозок, то лишь с условием подачи заявок не более чем за декаду. В этом случае, договорившись о гарантированном провозе вагонов того или иного оператора по утвержденному графику, РЖД смогут спланировать график движения поездов, повысить их маршрутизацию, а, следовательно, и оптимизировать управление вагонопотоками на сети. При потребностях же сверх установленного лимита грузоотправители могли бы заказывать подвижной состав на спотовом рынке.

Другие участники рынка, анализируя предложенный РЖД вариант ЕСТП, отмечали, что в условиях рыночной экономики для малых и средних грузоотправителей новая технология будет невыполнимой без потерь. В связи с этим эксперты прогнозировали отток грузов с ж/д транспорта на автомобильный.

Изначально монополия пыталась утвердить регламент в качестве обязательного нормативного акта, однако юристы компании указали ее руководству на необходимость изменения федерального закона "О железнодорожном транспорте", Устава ж/д транспорта РФ и других документов, а также на неправомерность отдельных положений ЕСТП. В итоге новая технология была введена в конце декабря 2012 г. как программный документ. Однако ЕСТП нашел отражение в правительственном плане мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте (утверждено в апреле 2014 г.). Внедрение и дальнейшая отработка этого механизма намечена на 2014-2016 гг.

Кроме того, О.Лукьянова прокомментировала в блоге заявления А.Краснощека на прошедшем форуме. "(Топ-менеджер - ИФ) сетовал, что операторы едут туда, куда им вздумается, забивают пути грузовладельцев. На что хочется возразить: неужели не существует приказа N258? Или перевозчик не контролирует его исполнения участниками перевозочного процесса? Ни одна накладная на порожний рейс не оформится без указания согласованной "ГУ-12", именно из-за этого мы - операторы - не можем ехать туда, куда хотим, только под погрузку", - написала глава НП ОЖдПС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс29.10.2014