13-05-13 / 2013
Новости отрасли
Малые ж/д операторы сохраняют свою позицию в отношении "картеля" в Кузбассе

Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших собственников подвижного состава) сохраняет позицию о неправомерности ограничений к железнодорожным операторам по доступу на Кузбасс для погрузки.

"Мы позицию свою не меняли: картель он и в Африке картель. Если то, что произошло в Кемерово не считать картелем, когда 12 операторов спокойно делят между собой рынок, то и выстрел в человека из оружия в упор среди бела дня тоже можно не считать убийством", - заявила в своем блоге глава НП ОЖдПС Ольга Лукьянова.

При этом она не согласна с тезисом, что "картельный сговор в Кузбассе" не имеет альтернативы. "До этого в (регионе - ИФ) прекрасно работало множество операторов, вывозился весь объем предъявляемого груза. Кстати, многие месяцы до установления картеля в ноябре 2011 г. (объемы транспортировки угля - ИФ) не уступали, а порой и превышали перевозки после установления картеля. Да, возможно, с учетом пропускных способностей следовало разработать особую технологию работы для операторов, предоставляющих вагоны, но это прекрасно можно было сделать, никого не исключая из процесса", - отмечает глава железнодорожного партнерства.

Однако этого не произошло, подчеркнула О.Лукьянова. "Видимо, было интереснее оставить в Кузбассе наиболее приближенных операторов", - считает она, добавляя, что проблемы с вывозом угля остались и при 12 операторах, но "о них сильно не шумят". "Проблемы не могли не остаться, поскольку отгрузка угля носит подчас неравномерный характер, вызванный изменением спроса и колебанием цен. Отгрузка может искусственно тормозиться в ожидании конъюнктуры. Склады заполняются, вагоны под погрузку на пути не принимаются. И поезда из порожних вагонов 12 операторов, ожидающие по несколько дней подачи под погрузку, вследствие таких рыночных игр, скапливаются в Кузбассе, усложняя работу железнодорожников", - пишет глава НП ОЖдПС.

Как сообщалось ранее, в марте Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ возбудила дело в отношении администрации Кемеровской области, ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (управляло так называемым "привлеченным парком") и 12 железнодорожных операторов, которым было предоставлено право обслуживать предприятия Кузбасса (в 2011 г. в регионе работало 200 владельцев подвижного состава).

Поводом к введению ограничений стали заявления, что большое число ж/д операторов, дожидаясь выгодного заказа на погрузку, забивали инфраструктуру своими порожними вагонами. За 2011 г. количество полувагонов, простаивающих на железной дороге без грузовых операций более пяти суток, действительно, увеличилось на 64%. В результате к осени 2011 г. в Кузбассе наметился транспортный коллапс.

В октябре 2011 г. глава региона Аман Тулеев пожаловался на ситуацию тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву. Уже через две недели в Кемерово провели совещание, по итогам которого был подписан протокол, определивший новый порядок вывоза угля из региона: областные власти отобрали операторов, с которыми были заключены соглашения на гарантированный вывоз грузов. Угольщикам рекомендовали планировать погрузку только в вагоны этих операторов, а РЖД не принимали заявки на перевозку в Кузбасс порожних полувагонов других ж/д компаний.

РЖД считают претензии ФАС необоснованными, полагая, что за счет ограничений удалось обеспечить ритмичную погрузку угля в Кузбассе. Однако решению проблемы скорее способствовал выход в начале 2012 г. приказа Минтранса, запрещающего отправку порожних вагонов на станцию погрузки без заявки от грузоотправителя, считают некоторые ж/д операторы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.05.13Малые ж/д операторы сохраняют свою позицию в отношении "картеля" в Кузбассе