14-06-12 / 2012
Новости отрасли
Майское ужесточение правил перевозки нефти в железнодорожных цистернах лишило НПЗ части сырья

К примеру, Комсомольский НПЗ "Роснефти" снизил переработку на 19%. Впрочем, дефицита топлива и роста цен на него опасаться не стоит, успокаивают эксперты

После ряда аварий на железной дороге Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) с 10 мая запретила в цистернах для светлых нефтепродуктов перевозить нефть или темные нефтепродукты. Нефтяники тут же предупредили, что из эксплуатации выбывает более 30% цистерн. Это грозит остановкой дальневосточных НПЗ и затовариванием заводов в европейской части страны. Под угрозой топливного кризиса ограничения были практически отменены уже через неделю: РЖД разрешила перевозку нефти и топлива в цистернах "Уралвагонзавода" и "Рузхиммаша", сохранив запрет лишь на подвижной состав украинской "Азовэлектростали" (дефект в комплектующих украинского производителя, по данным РЖД, вызвал несколько аварий в начале 2012 г. и более 10 - в 2011 г.). Таким образом, с рынка выбыло лишь 10% цистерн.

На самом деле потери оказались больше. Остальные цистерны должны пройти "переаттестацию" и перемаркировку. Поэтому большое количество подвижного состава фактически не задействовано, пути заставлены порожняком, говорят два источника, близких к крупным нефтяным и транспортным компаниям.

Сбои в поставках нефти на НПЗ продолжаются, сетуют они.

По данным Argus, отставание от плана на Комсомольском НПЗ "Роснефти" составило 130 000 т (минус 19%), Хабаровском НПЗ "Альянса" - 10 000 т (минус 2,9%), Московского НПЗ "Газпром нефти" - 90 000 т (минус 8,6%). Представитель "Роснефти" комментировать это отказался. Его коллега из "Альянса" признает факт невыполнения плана, но отставание, по его словам, составило около 5000 т (минус 1,5%). Отклонение от плановых показателей есть и на НПЗ "Башнефти", говорит представитель компании. Цифр он не раскрывает, отмечая лишь, что колебания незначительные.

В июне НПЗ продолжат испытывать проблемы, прогнозирует Argus. Со ссылкой на источник на МНПЗ оно утверждает, что в июне отставание завода от графика составит 50 000 т. Вернуться к плановым показателям (1,05 млн т) компания сможет не раньше июля. Представитель "Газпром нефти" уверяет, что в июне МНПЗ выполнит план.

Объем переработки на Комсомольском НПЗ в июне составит порядка 650 000 т - на 6% ниже плана, говорит источник, близкий к компании (те же данные у Argus). Отставание от графика поставки у Хабаровского НПЗ составляет примерно 11 000 т, говорит представитель "Альянса". Летом у компании будет возможность компенсировать сбои в работе железной дороги речным транспортом, что позволит нарастить переработку, отмечает он.

Ситуация опасная, считает директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков. Летом пик спроса на топливо, а Дальний Восток больше других подвержен риску дефицита, ведь крупнейшие НПЗ региона полностью привязаны к поставкам по железной дороге. Представитель РЖД признает, что в мае из-за предписания Ространснадзора действительно были проблемы с поставкой сырья и отгрузкой топлива. Но теперь все объемы вышли на плановые показатели, утверждает он.

Предпосылок для повторения топливного кризиса нет, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Розничные цены коррелируют с оптовыми и мировыми ценами на нефть, а последние сейчас снижаются. Падают и цены на сырье внутри России. По данным Argus, в начале июня нефть на спотовом рынке в Западной Сибири подешевела на 625 руб. до 10 425 руб./т. Следом дешевеют и нефтепродукты в опте. По данным "Кортеса", стоимость Аи-92 на споте с конца мая снизилась на 657 руб. до 29 001 руб./т.-

"Лукойл" добрался до розницы

"Лукойлцентрнефтепродукт" (объединяет около 300 АЗС в Центральном регионе) с 13 июня снижает цены на все виды топлива на своих заправках. По данным компании, больше всего подешевеет дизель - на 0,7 руб. до 29,42 руб./л. Аи-92 упадет в цене на 0,6 руб. до 27,12 руб./л, Аи-95 - на 0,4 руб. до 29,57 руб./л.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости14.06.12Нефть некуда наливать