21-05-15 / 2015
Новости отрасли
Магнитная левитация уже не фантастика

В статье «Борьба за инвестора», опубликованной в газете «Гудок» 15.04 с.г., поднят актуальный вопрос о необходимости реализации в нашей стране проектов развития транспортной системы. 

Один из них – Транс-Евроазиатский пояс RAZVITIE (ТЕПР). Идея его создания имеет весьма глубокие корни: фактически на протяжении ста лет существовало представление о том, что Дальний Восток и страны Азиатско-Тихоокеанского региона должны быть соединены с Западной Европой через территорию России надёжным транспортным маршрутом. 

При этом следует выбрать наиболее подходящие для этой цели технические средства. Применяемая сегодня для высокоскоростного пассажирского движения классическая технология «колесо – рельс» имеет свои пределы: максимальная скорость подвижного состава составляет около 300 км/ч на переменном токе и 200 км/ч на постоянном. А в грузовом движении скорости и вовсе ограничены 120 км/ч. 

Учёные в ходе исследований пришли к выводу, что для массовых перевозок необходимы транспортные технологии, обладающие особыми качествами. Причём приоритет отдаётся магнитной левитации. 

При данной технологии не надо применять колесо и рельс в классическом виде. Взаимодействие между подвижным составом и несущей конструкцией осуществляется с использованием физических свойств магнитного поля. Таким образом, отсутствует ограничение скорости, диктуемое коэффициентом сцепления колеса с рельсом. 

При этом не надо передавать электроэнергию на подвижной состав. Следовательно, не нужна такая сложная система, как контактная сеть, не требуется преобразовывать электроэнергию непосредственно на подвижном составе. 

В зависимости от назначения грузов могут использоваться как одиночные платформы, так и поезда. Управление подвижным составом осуществляется в автоматическом режиме без локомотивной бригады. Автоматизированная система чётко планирует время перемещения транспорта, следовательно, решается проблема соблюдения сроков прибытия груза. 

В настоящее время в рамках проведения исследований в данной области учёные ПГУПСа при поддержке ОАО «РЖД» уже создали опытный образец грузовой магнитолевитационной транспортной платформы (ГМЛТП). Во время проведения исследований и расчётов существовали сомнения в реальности данного проекта. Но положительный результат, полученный в ходе практических работ, полностью их развеял: сконструированная платформа обеспечивает высокий левитационный зазор (расстояние между несущей конструкцией и подвижным составом), надёжно работает линейный синхронный двигатель. 

Кроме того, сотрудники вуза создали и апробировали интеллектуальное электронное запорно-пломбировочное устройство, обеспечивающее контроль состояния элементов подвижного состава и груза в режиме реального времени. 

Считаю, что созданы реальные предпосылки для использования данной технологии при осуществлении реальных проектов, в том числе в составе ТЕПР. На наш взгляд, начать масштабную работу наиболее целесообразно со строительства головного участка от портов Финского залива до контейнерных терминалов Москвы. 

Уже имеется ряд предложений от частных инвесторов, готовых вложить необходимые ресурсы в строительство такой магнитолевитационной магистрали при условии принятия государством предложения о строительстве головного участка дороги. Заинтересованность инвесторов вызвана экономической эффективностью проекта. Согласно проведённым расчётам, затраты, необходимые для строительства магнитолевитационной магистрали, не выше, чем требуется для прокладки трассы классического транспорта. При этом эксплуатационные расходы на ней ниже при более продолжительном жизненном цикле. 

Следовательно, стоимость перевозок магнитолевитационным транспортом будет выгодно отличаться от расценок традиционных перевозчиков. А в сравнении с себестоимостью автомобильных перевозок магнитолевитационная магистраль способна окупить себя примерно за десять лет. Немаловажным фактом является то, что все элементы, необходимые для строительства, производятся на территории нашей страны. Поэтому для удовлетворения возрастающего спроса на данный вид подвижного состава и транспортных магистралей потребуется лишь расширить уже существующие производства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.05.2015