03-11-21 / 2021
Новости отрасли
Магистрали ждут инвестиций

Антон Рышков, начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД"

Большое внимание в Транспортной стратегии отведено развитию железнодорожной инфраструктуры. Более трети всех инвестиций стратегии предлагается направить в эту транспортную сферу. При этом необходимо найти баланс между финансированием обслуживаемой, уже существующей инфраструктуры и строительства новой.

ОАО "РЖД" совместно с Министерством транспорта Российской Федерации отработали ключевые аспекты стратегического развития железнодорожного транспорта согласно проекту актуализированной Транспортной стратегии.

По состоянию на 2021 год к опорной сети железных дорог относится 39 тыс. км, а с учетом планируемого строительства новых линий до конца года – 41,9 тыс. км. Согласно стратегии в целом протяженность железных дорог может увеличиться более чем на 15%.

На проекты развития железнодорожного транспорта предполагается направить более трети (33-37%) всех инвестиций в транспортный комплекс – 19-23,2 трлн руб. за 15 лет. Теперь стоит задача сформировать источники указанных инвестиций.

Планируется реализовать несколько крупных проектов. Среди них развитие инфраструктуры на подходах к портам, строительство Северного широтного хода, СШХ-2 (Обская – Бованенково – Сабетта). Дальнейшим возможным расширением СШХ послужит проектирование потенциальных направлений в сторону Норильска для обеспечения транспортной связи и формирования железнодорожного узла между Транссибирской магистралью и СМП. Также планируется начать строительство ВСМ Санкт-Петербург – Москва – Казань, развивать коридор Север – Юг и организовать движение городских электричек, интегрированных в единую систему пассажирского транспорта общего пользования в крупных агломерациях.

Важно, что в Транспортной стратегии нашли отражение меры поддержки пассажирского комплекса. В части дальнего следования – в случаях когда обеспечение целевых параметров транспортной доступности невозможно без государственной поддержки, предусматривается субсидирование перевозки наиболее эффективным на данном направлении видом транспорта. В части пригородного сообщения – адресное субсидирование за счет средств федерального бюджета в целях обеспечения стандарта транспортного обслуживания в случае, если такой вид транспорта на соответствующем маршруте является наиболее эффективным или безальтернативным.

При этом предусматривается создание эффективной модели обновления подвижного состава пригородного железнодорожного сообщения, в том числе посредством формирования мер государственной поддержки. Предусмотрены задачи и направления по мультимодальным перевозкам и развитию городских агломераций.

Говоря о грузовых перевозках, объемы железнодорожным транспортом увеличатся более чем на 20% по консервативному сценарию, по базовому – более чем на 30%. При этом доля железнодорожного транспорта в общих объемах также прирастает, в том числе за счет переключения грузов с автотранспорта, доля которого снижается. Поддерживаем тренд на контейнеризацию перевозок, развитие мультимодальных перевозок.

В Транспортной стратегии предусматривается совершенствование системы железнодорожных тарифов в сфере грузовых и пассажирских перевозок, направленное на обеспечение баланса интересов всех участников рынка железнодорожных транспортных услуг, устойчивое развитие транспортной инфраструктуры и поддержание ее в нормативном состоянии.

В результате будет существенно улучшена транспортная доступность, сеть станет более гармоничной и удобной как для пассажиров, так и для грузоотправителей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.11.2021