01-07-19 / 2019
Новости отрасли
Магистраль с историей

БАМ – неотъемлемая часть единой транспортной системы России, ключевое звено в хозяйственном освоении обширных территорий, богатых природными ресурсами. Реконструкция Байкало -Амурской магистрали дает возможность обеспечивать растущие перевозки. В то же время развитие БАМа не ограничивается только инфраструктурной составляющей: ОАО "РЖД" уделяет большое внимание вопросам кадрового обеспечения. Об этом "Гудок" поговорил с начальником Дальневосточной железной дороги Николаем Маклыгиным.

Модернизация БАМа предполагает развитие социальной инфраструктуры. – Как обеспечены кадрами предприятия БАМа?

– Динамика миграционных и демографических процессов последних десятилетий такова, что численность трудоспособного населения в регионах обслуживания ДВЖД, особенно на участках Байкало-Амурской магистрали, постоянно снижается. Как следствие – остро стоит вопрос с укомплектованностью монтерами пути в Амгуньской, Беркакитской, Верхнезейской, Дипкунской дистанциях. Дальневосточная дирекция инфраструктуры принимает меры по обеспечению кадрами дистанций пути Тындинского и Комсомольского территориальных управлений, командируя туда работников из дистанций-доноров. Только в четыре дистанции БАМа в 2017 году было командировано 275 человек, в 2018 году – 356. За счет этого на предприятиях достигнута положительная динамика деятельности, снижены балловая оценка состояния пути и количество неудовлетворительных километров.

Мы должны буквально бороться за каждого человека на рынке труда. Для привлечения и закрепления кадров важно использовать самые современные и эффективные подходы. Так, впервые в ОАО "РЖД" на базе Верхнезейской дистанции в 2019 году внедряется вахтовый метод работы монтеров пути по станции Тунгала.

– Что делается, чтобы на БАМ приезжало больше молодых специалистов?

– Разработана Молодежная программа РЖД, которая, в частности, предполагает предоставление корпоративной поддержки молодому специалисту при покупке жилья в виде ипотечного субсидирования с особыми льготами. К примеру, проценты по кредиту меньше, чем у остальных работников, возможна и безвозмездная субсидия на погашение части ипотечного кредита при рождении детей. Для специалистов, работающих на отдаленных станциях, предусмотрены дополнительные льготы. Это предоставление служебного жилья, единовременное пособие при приеме на работу в размере 250 тыс. руб., дополнительное вознаграждение в размере половины оклада по истечении первого и второго года работы, ежемесячное пособие на воспитание ребенка при отсутствии в отдаленной местности дошкольных образовательных учреждений.

Немаловажно формировать благоприятную среду для развития творческого подхода у молодежи к решению операционных и стратегических задач компании. Для недавно устроившихся сотрудников проводятся дни адаптации, модераторами которых становятся более опытные коллеги. Организация мероприятий позволяет им реализовывать свои лидерские качества и развивать управленческие компетенции. Кроме того, в Тындинском территориальном управлении активно ведет деятельность Совет молодежи. Кстати, наши молодые работники будут помогать в проведении празднования 45-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали в роли волонтеров. Благодаря развитию корпоративного волонтерства происходит укрепление межпоколенческих связей, молодые работники узнают историю своего родного края и страны.

– Что делается сегодня для развития пропускных способностей БАМа?

– Участки БАМа в границах Дальневосточной дороги представляют собой неэлектрифицированные, преимущественно однопутные перегоны. Но еще пять лет назад пропускная способность некоторых из них не превышала 11 пар грузовых поездов в сутки. Благодаря модернизации инфраструктуры пропускная способность увеличивается. Работа ведется поэтапно. В 2020 году после завершения первого этапа проекта развития Восточного полигона, который предусматривает реконструкцию 41 станции, строительство 26 разъездов, трех двухпутных вставок, вторых главных путей на семи перегонах, пропускная способность возрастет до 21–26 пар поездов в сутки.

Также ведется масштабная модернизация верхнего строения пути, уложенного при строительстве БАМа в 1970–1980-х годах и уже выработавшего нормативный срок службы. Несколько лет назад эта работа охватила линию Хани – Тында протяженностью 486 км. На смену звеньевому пути на деревянных шпалах приходит бесстыковой путь на железобетонном подрельсовом основании. К 2020 году на участке Хани – Тында основные объемы работ будут практически завершены. Активизируется капитальный ремонт и на направлении Тында – Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре (1365 км). В нынешний сезон здесь нужно капитально отремонтировать 214 км, в 2020-м – 266 км, в 2021-м – 273 км. При планировании работ на 2023–2024 годы будет учтена оставшаяся потребность приведения железнодорожного пути в нормативное состояние, обеспечивающая на постоянной основе безопасный пропуск поездов повышенного веса, в том числе состоящих из инновационных вагонов с нагрузками на ось 27 тс.

– Как развивается грузовая база в зоне БАМа?

– На загрузку БАМа прежде всего влияют угольные производства. В частности, в Якутии группа "Мечел" продолжает разработку Эльгинского месторождения. За счет технического перевооружения разреза компания выйдет на ежегодную отгрузку до 5,3 млн тонн угля ежегодно, что в сравнении с 2018 годом больше на 1,9 млн тонн, или на 55,8%. В перспективе на Эльге планируется ввести в эксплуатацию три обогатительные фабрики мощностью 9 млн тонн угля каждая. В той же Якутии УК "Колмар" строит два важных объекта по добыче и переработке коксующихся углей – горнообогатительные комбинаты "Инаглинский" и "Денисовский". Если в 2015 году на железнодорожный транспорт "Колмар" отгрузил 1,3 млн тонн угольной продукции, то с учетом продолжающегося развития компании в этом году погрузка достигнет 6,6 млн тонн, а через шесть лет возрастет до 26 млн.

В Хабаровском крае АО "СУЭК" ведет добычу угля на Ургальском каменноугольном месторождении и планирует увеличить производство за счет доведения к 2025 году мощности шахты Северная до 7,1 млн тонн в год, повышения выработки разрезов Буреинский и Правобережный, а также выхода на проектную мощность обогатительной фабрики "Чегдомын".

Есть и новые проекты. ООО "Разрез Восточный" планирует начать отгрузку с Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. Примыкание погрузочного комплекса будет осуществляться по станции Февральск. Прогноз добычи угля к 2025 году – 10 млн тонн в год. Приоритетными направлениями перевозок с "Разреза Восточный" станут новый Порт Вера в Приморье и объекты энергетики, расположенные в Хабаровском крае.

– Как меняется оборот вагона?

– Оборот вагона хоть и не является бюджетным показателем, но характеризует качество работы, технологичность. За последние пять лет на Дальневосточной дороге ежегодное сокращение вагонооборота составляет 5–8 часов. Скорость оборота складывается из нескольких составляющих. В текущем году мы сократили время нахождения вагона в местном простое: при норме 71,3 часа он составляет 69,5 часа. Однако по элементу время нахождения вагона в движении при норме 50,6 часа факт – 56,6. Оборот замедлен из-за неравномерности подвода груза, вынужденного "бросания" поездов, отказов технических средств и по другим причинам. Чтобы ускорить продвижение вагонов, мы стараемся находить своевременные технологические решения, направленные на повышение транзитности узловых станций, увеличение плеч обслуживания локомотивов и вагонов, применять гибкость в плане формирования, снижать риски отказов, встречных пробегов.

– Что делается для улучшения транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на полигоне БАМа? Доступны ли им сервисы, предлагаемые сегодня на Транссибе?

– Дополнительные сервисы, реализуемые нашей компанией, сегодня доступны для всех грузоотправителей и на всех направлениях перевозок. Сбытовой блок компании осуществляет переход на цифровые форматы взаимодействия с клиентами. По принципу одного окна на дороге организован функциональный центр продажи услуг (ЦПУ). Его специалисты нацелены на активный подход в работе с клиентами и оперативно решают вопросы, напрямую взаимодействуя с филиалами, дочерними и зависимыми обществами, а также с Единым колл-центром и электронной торговой площадкой РЖД. Рабочие группы ЦПУ созданы в Тындинском и Комсомольском регионах дороги. Создание центра позволило удобно и качественно обслуживать пользователей услуг железнодорожного транспорта всех уровней. Наша цель – добиться, чтобы клиент не ходил на станцию и не отвлекался на изучение производственных процессов компании, а просто получил необходимую ему услугу.

– Важна ли обратная связь с клиентами?

– Безусловно. Ежегодно исследуется изменение уровня лояльности клиентов по отношению к ОАО "РЖД. В очередном опросе, который состоялся в начале года, приняли участие 253 респондента, работающих с Дальневосточной магистралью. По результатам исследования их общая удовлетворенность взаимодействием с ОАО "РЖД" составляет почти 79%. Это на 12% выше результатов предыдущего исследования. Значит, движемся в правильном направлении.

– Как вы относитесь к тому факту, что частные инвесторы готовы включиться в расшивку узких мест и получить приоритетный доступ к инфраструктуре? В частности, о намерениях инвестировать в строительство Второго Северомуйского тоннеля на ВСЖД заявляли угледобывающие компании. Возможны ли подобные примеры на ДВЖД?

– Отношусь положительно, и примеры не только возможны, но уже есть. В стадии заключения находится соглашение о сотрудничестве с партнерами, чьи пути примыкают к припортовой станции Мыс Астафьева. Стивидорные компании выразили намерение увеличить перевозки в свой адрес более чем в два раза. Чтобы взаимодействие шло на взаимовыгодной основе, ОАО "РЖД" предложило партнерам участвовать в развитии инфраструктуры станции в долях, прямо пропорциональных заявляемым объемам перевозки грузов. Партнеры предложение одобрили. Заказчиком проектирования объекта реконструкции выступит управляющая компания, которая объединит всех заинтересованных клиентов. Предложенный механизм актуален не только для Дальнего Востока, но и других припортовых станций сети РЖД.

– Что пожелаете бамовцам накануне юбилея?

– Хочу сказать, БАМ не только незабываемой романтической линией прошел по сотням тысяч судеб, он стал настоящей кузницей кадров, трамплином для карьерного взлета многих транспортных строителей и эксплуатационников. Достаточно вспомнить бригадиров, Героев Труда Ивана Варшавского и Александра Бондаря, бывшего главу Минтранса Игоря Левитина, бывшего начальника БАМа, ставшего впоследствии вице-президентом ОАО "РЖД", Салмана Бабаева. И сегодня БАМ является школой жизни, начало трудового пути на бамовских станциях дает прочную основу в трудовой карьере. Сама жизнь убедительно доказала востребованность этой стратегической магистрали не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для всей страны. И потому на повестке дня – дальнейшее развитие БАМа, повышение пропускной способности магистрали. Со своей стороны, желаю всем бамовцам, работникам Тындинского и Комсомольского территориальных управлений здоровья, счастья, процветания и уверенности в завтрашнем дне.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.07.2019