16-02-15 / 2015
Новости отрасли
Магистральное развитие

В 2015 году в рамках программы модернизации Восточного полигона на Байкало-Амурской магистрали предстоит выполнить большой объем работ.

Инвестиционная программа охватывает более полутысячи объектов на БАМе. Свой Северный широтный ход на Восточно-Сибирской дороге давно считают стратегически важным участком. За последние 10 лет только на реконструкцию станций и строительство вторых путей сюда было направлено более 5,5 млрд руб. Особенно строительство оживилось, когда было принято решение о модернизации БАМа.

По словам начальника Восточно-Сибирской дороги Василия Фролова, в 2014 году продолжались реконструкция 11 станций, строительство восьми новых разъездов, вторых путей на 13 перегонах и двухпутных вставок на 10 перегонах, техническое перевооружение тяговых подстанций, автотрансформаторных пунктов и контактной сети. Кроме того, на станции Новая Чара введен в эксплуатацию 27-квартирный дом – технологическое жилье, которое предоставляется на время работы на этом участке.

В этом году на модернизацию инфраструктуры БАМа и Транссиба планируется направить почти 54 млрд руб. Планируется, в частности, выполнить строительно-монтажные работы по развитию инфраструктуры на участке Тайшет – Хани. Здесь построят семь разъездов, 11 двухпутных вставок, 13 вторых путей, реконструируют три станции и продолжат прокладку нового Байкальского тоннеля. Предусмотренные программой модернизации мероприятия по Северному широтному ходу, как считают на ДВЖД, позволят к 2017 году вдвое увеличить пропускную способность линии. В то же время давно назрела необходимость усиления схемы внешнего электроснабжения БАМа, поскольку существующая не обеспечивает пропуск более 15 пар поездов в сутки. Нужно строить ЛЭП-500 Усть-Кут – Нижнеангарск с продолжением до станции Новая Чара. Этот объект значится в инвестиционной программе ОАО «ФСК ЕЭС», но сроки его реализации затягиваются.

Большая нагрузка в этом году ложится на проектировщиков, строителей и эксплуатационников ДВЖД. При этом, воплощая в жизнь масштабную инвестпрограмму, которая предусматривает работы, в том числе проектные, почти на 500 объектах, нужно по-прежнему обеспечивать продолжающийся рост перевозок в адрес морских портов региона.

Финансирование работ по модернизации в границах Дальневосточной дороги в этом году увеличено на 58% по сравнению с 2014-м – до 51,2 млрд руб. При этом годовой лимит по программе развития Восточного полигона определен в 42,6 млрд руб. Источники финансирования – средства ОАО «РЖД» (62%, или 26,4 млрд руб.), госбюджета (28%, или 11,9 млрд руб.), а также Фонда национального благосостояния (10%, или 4,3 млрд руб.).

По словам начальника инвестиционной службы дороги Елены Ганенко, масштабы инвестпрограммы магистрали требуют, чтобы не только строители, проектировщики, заказчики, но и будущие балансодержатели (дирекции) своевременно сформировали и утвердили необходимую документацию, провели экспертизу проектов, определили на основе конкурса подрядчиков и поставщиков оборудования. И конечно же, нужно качественно и в срок выполнить строительно-монтажные работы.

Что касается непосредственно БАМа, в границах Комсомольского и Тындинского регионов запланировано освоить 33,7 млрд руб. Как и в предыдущие годы, большой объем инвестиций направлен на снятие инфраструктурных ограничений на линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Здесь предусмотрена реконструкция разъездов и станций Акур, Уктур, Датта, Кенада, Комсомольск-сортировочный, Ванино, а также Имбо, Селихин, Тулучи, Гурское, которые намечены к сдаче в этом году. Развернется строительство разъездов 323-й км и Инау, вторых путей на перегонах Имбо – Усть-Орочи, Кун – Пони, Монгохто – Ландыши, двухпутных вставок на участках Гурское – Почепта и Кото – Джигдаси.

Новые раздельные пункты появятся в 2015 году и в Тындинском регионе: Московский Комсомолец, Улагир, Мохортов, Побожий, Федосеев. Кроме того, завершится реконструкция станции Улак, которая будет обрабатывать вагонопоток в адрес разработчика запасов Эльгинского угольного месторождения – крупнейшего на Дальнем Востоке. В 2015-м добыча здесь должна возрасти до 3,8 млн тонн угля. «Эльга развивается теми темпами, которые были запланированы», – заверил управляющий директор ОАО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») Игорь Хафизов. По его словам, уже переведена на круглогодичный режим работы сезонная фабрика, ежемесячная отгрузка продукции на железную дорогу составляет 250 тыс. тонн. Как уже заявляли в «Мечеле», строительство первой очереди горно-обогатительного комбината на Эльге планируется завершить к августу 2017 года (проектная мощность предприятия – не менее 9 млн тонн угля в год), что лишний раз свидетельствует о своевременности модернизации БАМа.

Большое задание предстоит выполнить и в рамках путевого сезона. На Северном широтном ходу нужно модернизировать 165,8 км пути, в том числе 33,5 км – на направлении Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре, 54,5 км – Комсомольск-на-Амуре – Совгавань, 77,9 км – Тында – Хани. Здесь также есть сложности. «Нам придется работать в «оконном» режиме по модернизации и на линии Волочаевка-2 – Комсомольск. Это один из самых грузонапряженных участков, особенно летом, когда идут перевозки в сторону Комсомольского узла, в первую очередь для обеспечения Комсомольского НПЗ, и порта Ванино, – рассказал начальник Дальневосточной дирекции управления движением Виталий Зеленько. – Ограничения в связи с путевыми работами вызовут затруднения в продвижении поездопотока. Чтобы обеспечить необходимые объемы перевозок, предлагается провести испытания с вождением сдвоенных поездов в четном и нечетном направлениях на линии Волочаевка-2 – Комсомольск. Это повысит пропускную способность».

В Тындинском регионе модернизация затронет участки Чильчи – Марихта – Лопча и Кувыкта – Курьян. Без помощи других дирекций по ремонту пути не обойтись, признал начальник Дальневосточной дирекции по ремонту пути Евгений Редванский. Прежде всего до начала работ следует завезти новую рельсошпальную решетку: одних мощностей дороги по ее зашивке недостаточно. Во-вторых, нужно минимизировать сложившийся дефицит в специализированном подвижном составе. «В частности, чтобы успеть до 1 мая завезти щебень, не хватает 366 хоппер-дозаторов», – пояснил Евгений Редванский.

Остро не хватает и прочей путевой техники. Учитывая значительный объем работ на дороге, подготовлено обращение в Центральную дирекцию по ремонту пути о выделении дополнительных рельсовозных составов, машин ПРСМ, хоппер-дозаторных и думпкарных вагонов. Прорабатывается вопрос о сварке дополнительного количества рельсовых плетей на предприятиях других дорог.

Развитие инфраструктуры Восточного полигона касается не только хозяйств движения и пути. Как уточнили в инвестиционной службе Дальневосточной магистрали, в программу модернизации включено техническое перевооружение и усиление объектов электроснабжения. По словам начальника службы электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры Леонида Лецкина, на БАМе будет реконструировано 1,6 тыс. км воздушных линий электропередачи. Также необходимо провести техническое перевооружение девяти трансформаторных подстанций 35/10кВ (Беленькая, Аносовская, Муртыгит, Юктали, Хани, Беркакит, Маревая, Дипкун, им. генерала Милько) и построить подстанции в Тумнине и Тырме.

Не останется без внимания и локомотивный комплекс. Для Дальневосточной дирекции тяги предусмотрена поставка 15 тепловозов «Витязь» 2ТЭ25А и 2ТЭ25АМ. А в январе начался второй этап реконструкции пункта технического обслуживания локомотивов на станции Комсомольск-сортировочный.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.02.2015