09-08-19 / 2019
Новости отрасли
Магистраль Москва—РЖД

ОАО РЖД готовится приступить к первому практическому шагу по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург. Как выяснил "Ъ", инвестиционный комитет монополии в конце августа рассмотрит вопрос о проектировании ВСМ, общая стоимость которой оценивалась в 1,5 трлн руб. На актуализацию проекта, который обсуждался еще во времена СССР, монополия выделила 100 млн руб. Эксперты отмечают, что вынесение проекта на инвесткомитет монополии - необходимый шаг для начала проектно-изыскательных работ, которые могут занять до полутора лет.

Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД рассмотрит вопрос проектирования высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург 23 августа на инвестиционном комитете. Это следует из телеграммы монополии (копия есть у "Ъ"). Помимо этого, на заседание вынесены вопросы о реконструкции станций Чугун II и Казинка, финансировании "РЖД-Недвижимость", организации скоростного железнодорожного сообщения Самара-Тольятти. В Минтрансе вопрос по ВСМ переадресовали в ОАО РЖД, где отказались от комментариев.

Возродить проект ВСМ Москва-Санкт-Петербург, обсуждающийся со времен СССР, было решено в апреле. Тогда президент РФ Владимир Путин поддержал предложение о проектировании магистрали, поступившее от временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова (см. "Ъ" от 16 апреля). Такая идея появилась после того, как стало известно, что Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность проекта строительства ВСМ Железнодорожный-Гороховец, которая должна была стать первым участком ВСМ Москва-Казань (см. "Ъ" от 29 марта). Тогда же президент поручил проработать ВСМ Москва-Петербург, так как там есть более надежные перспективы пассажиропотока.

В мае Олег Белозеров говорил, что ОАО РЖД начнет проектирование ВСМ Москва-Петербург осенью. По словам замгендиректора монополии Андрея Макарова, на актуализацию проекта было решено выделить 100 млн руб. из бюджета ОАО РЖД. В конце июня вице-премьер Максим Акимов отмечал, что предварительная оценка стоимости строительства ВСМ Москва-Петербург составляет 1,5 трлн руб. По его словам, прорабатывается идея трассировки с заходом в Великий Новгород и "представляется все это очень перспективно".

Заместитель гендиректора ОАО РЖД Олег Тони отмечал, что монополия разрабатывает технико-экономическое обоснование проекта, выбирается трасса, прорабатываются различные варианты. В июле первый замглавы Минтранса Иннокентий Алафинов говорил, что новая конфигурация проекта будет рассмотрена в конце года на проектном комитете по магистральному плану развития инфраструктуры у Максима Акимова.

Собеседники "Ъ" и эксперты высказывали сомнения в окупаемости проекта с точки зрения стоимости билета на ВСМ, конкуренции с действующими видами транспорта и перспективами роста пассажиропотока. Господин Тони в конце июня уверял, что пассажиропотока для загрузки ВСМ Москва-Петербург "хватает, он колоссальный". В частности, пассажир может доехать до Петербурга и, сделав пересадку, с Ладожского вокзала добраться до Хельсинки, предполагал он. По оценкам "Infoline-Аналитики", в оптимистичном прогнозе потенциальный пассажиропоток новой ВСМ в 2026–2027 годах может достичь 7 млн человек при отказе от "Сапсанов" и 4,5 млн человек при их параллельной эксплуатации, но даже первый вариант не обеспечит адекватные сроки окупаемости.

Кроме того, собеседники "Ъ" напоминали, что заново придется вести и переговоры с потенциальными партнерами. На строительство ВСМ Москва-Казань претендовали китайские и немецкие компании, выпуск поездов предполагалось поручить СП "Синары" либо с Siemens ("Уральские локомотивы"), либо с китайской CRRC.

Впрочем, в начале августа ОАО РЖД сообщило, что дочерняя структура монополии "КРП-Инвест" и группа "Синара" Дмитрия Пумпянского учредили АО "Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта". Его пилотным проектом должна стать разработка и производство в РФ поезда для ВСМ, развивающего скорость до 400 км в час. В рамках ПМЭФ-2019 между этими компаниями и "Сименс Мобилити ГмбХ" было подписано соглашение о намерениях по созданию такого центра.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что вынесение вопроса о проектировании ВСМ на инвестиционный комитет - необходимый элемент начала для проектно-изыскательных работ. Это тактическая история, где необходимо закрепить базовые параметры, отмечает эксперт,- учитывая, что пока нет никаких подробностей проекта, потребуются минимум полтора года на разработку документации с учетом поиска и выбора проектировщика.

Само по себе начало проектирования не означает окончательного решения о реализации проекта. Так, для первого участка ВСМ Москва-Казань (до Гороховца), судьба которой теперь неясна, была полностью готова проектная документация, а для некоторых участков даже получено одобрение Главгосэкспертизы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ09.08.2019