27-02-24 / 2024
Новости отрасли
Магистраль готовится к III этапу обновления

Специалисты проектно-изыскательского института "Иркутскжелдорпроект" филиала АО "Росжелдорпроект" приступили к активным работам над третьим этапом модернизации Байкало-Амурской магистрали.

В ближайшие полтора года специалисты изучат условия на 82 участках в пределах Восточно-Сибирской дороги, где предстоит строительство. Полученные материалы передадут проектировщикам, которые создадут чертежи и трехмерные модели.

Распределение нагрузки

Инженерам-изыскателям предстоит провести полный комплекс исследований условий для строительства железнодорожных объектов: сделать топографическую съемку местности и бурение грунта, лазерное сканирование, геофизические, гидрометеорологические и экологические изыскания.

"После получения технического задания от заказчика – ОАО "РЖД" – наш головной институт "Росжелдорпроект" распределяет нагрузку по своим филиалам в 14 территориальных центрах по всей России, – поясняет начальник партии изыскателей Алексей Лаппо. – Обычно по Восточному полигону мы трудимся в связке с коллегами из Хабаровска, Читы и Красноярска. Сначала определяем физический объем – сколько будет исследовано гектаров земли и каким масштабом, затем проводим предварительные расчеты и собираем документацию для финансирования экспедиции".

После назначения главного инженера проекта и составления графика на место выезжают топографы и геодезисты для инструментальной съемки местности. Затем эстафету подхватывают геологи и геофизики.

Всего в отделе инженерных изысканий "Иркутскжелдорпроекта" работают 132 человека.

Экстремальные условия

Перед отправкой в командировки, которые могут длиться до трех месяцев, бригады специалистов проходят медицинскую комиссию и сдают экзамены по охране труда.

"Институт работает круглый год бесперебойно, как живой организм и вся железная дорога. Мы проектируем не только двухпутные вставки, разъезды, перегоны, горловины и искусственные сооружения для Восточного полигона, но и всю инфраструктуру: многоквартирные дома (сейчас особое внимание уделяется Новой Чаре и Таксимо), котельные, принимаем активное участие в реконструкции вокзалов и станций БАМа и Транссиба", – рассказывает и.о. начальника отдела инженерных изысканий Павел Ярмолюк.

В ближайшее время иркутянам предстоит провести изыскания на перегонах Звездный – Ирдыкан – Ния, Дзелинда – Кирон – Ангоя – Огдында, Нижнеангарск – Холодный – Кичера – Новый Уоян для строительства второго пути. Кроме того, они подготовят обновление станций Зима и Cлюдянка-2, изучат условия для возведения путепровода в Тайшете и корпуса учебного центра в Северобайкальске. Первая партия топографов и геодезистов отправилась в экспедицию в конце января, в 40-градусные морозы.

"В разъездах мы находимся по 250-260 дней в году, – отмечает начальник партии геологов Алексей Ставский. – Изучаем устойчивость грунта, на котором будет заложен фундамент или мачты для электрификации. Проводим бурение скважин, делаем керны, шурфы и ведем учет глубины и слоев".

Изыскания – основа проекта

В институте в постоянной эксплуатации находятся семь буровых установок на базе "КАМАЗов". После завершения работы геологов и геофизиков на место будущего строительства прибывают гидрометеорологи, исследующие влияние паводков и осадков на грунт. Специалисты делают расчеты на площадь водосбора.

Завершают исследовательский процесс экологические изыскания, которые проводятся в теплое время года (обычно с середины мая до середины октября). Экологи изучают почвенный слой, воду и насекомых.

После лабораторных исследований механических свойств грунта документация передается для доработки в камеральную группу геологического подразделения института. Далее – проектировщикам, которые отправляют готовый проект на утверждение в Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России"). Строительство объекта начинается после получения его положительного заключения.

"Без топографического плана, данных по геологии и геофизике проектировщик ничего не сможет сделать. Ведь на БАМе существуют очень сложные участки. На одном перегоне могут встретиться сразу несколько опасностей: и лавины, и сели, и неустойчивый грунт с плывунами. Сейчас наши специалисты как раз работают на одном из таких участков, в районе ручья с характерным названием Вредный", – подчеркивает Павел Ярмолюк.

Люди не подводят

Некоторые сотрудники института уверены, что преодолевать трудности изыскателям помогает икона, которая находится в кабинете руководителя отдела. Ее привезли священнослужители из храма Двенадцати апостолов Иркутска. Сам храм проектировали и помогали возводить сотрудники "Иркутскжелдорпроекта". Он был освящен в апреле 2021 года.

"Железо может подвести, а люди не подводят. Наши дружные ребята работают в экспедициях по несколько недель, а то и месяцев. Мы делаем все ради увеличения грузоподъемности и пропускной способности Восточного полигона. И теперь икона оберегает нас от бед", – утверждает Павел Ярмолюк.

Недавно получены положительные заключения от Главгосэкспертизы на проект здания цеха обслуживания и ремонта тепловозов на станции Таксимо и проект реконструкции здания вокзала станции Лена в Усть-Куте. Его планируют сдать к юбилею БАМа.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.02.2024