20-05-14 / 2014
Новости отрасли
Лучше проще

The Boston Consulting Group совместно с Торгово-промышленной палатой провели исследование крупного машиностроительного предприятия в Сибири, выясняя на его примере, почему у ОАО «РЖД» перевозки высокотехнологичных грузов все больше забирает автомобильный транспорт. До 2008 года в вагонах отправлялось почти 90% всей продукции, но в 2013 году эта доля упала до 70%, а отправки автомобилями возросли почти в два раза, до 23%.

Причин несколько. Первая – усложнилась процедура согласования схем погрузки. Если раньше центр принятия решений и согласования чертежей был непосредственно на станциях, то теперь он переместился в региональные центры. Это вылилось в то, что средний срок согласования перевозки вырос на 7–10 дней.

Второе – службы РЖД усилили контроль за исполнением «Правил размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах». В результате затраты выросли на 30%. Если раньше комплект оборудования помещался на три платформы, то теперь – на четыре с соответствующим ростом затрат на перевозку.

Кроме того, железнодорожные тарифы росли быстрее автомобильных. За пять лет они повысились почти на 40%, в то время как на автотранспорте – всего на 15%. Плюс автомобилисты не требуют предоплаты, в то время как сейчас все больше муниципальных тендеров проводится на условиях постоплаты, уже после поставки продукции. То есть в качестве предоплаты грузоотправитель должен вносить свои деньги, что для него невыгодно.

В результате предприятие с 2009 года начало планомерно отказываться от железнодорожных перевозок в пользу автомобильных, и в первую очередь в регионы Урала и Центральной России. Сохраняются пока перевозки в труднодоступные места Сибири и Дальнего Востока.

Из выявленных причин следует, что, несмотря на целый ряд объективных факторов, у железнодорожного транспорта есть немалые возможности сохранить или приумножить свою долю, если перевозчик будет сознательнее, активнее и тщательнее учитывать пожелания клиентов.

Не случайно президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин дал поручение проанализировать возможности снижения бюрократического давления на грузоотправителей и отмены или упрощения ряда формальных процедур. При этом для корректировки нормативной базы компания готова выйти с предложениями в Минтранс, чтобы усилить свою конкурентоспособность.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.05.2014