16-04-14 / 2014
Новости отрасли
Лом под защитой?

Введение новых норм при перевозке металлолома железнодорожным транспортом обусловлено необходимостью обеспечить безопасность движения поездов и сохранность груза. Однако, по мнению участников рынка, новые требования могут повлечь за собой дополнительные временные затраты и увеличение стоимости перевозки.

Напомним, Минтранс России в приказе № 294 утвердил перечень грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом, фактически внося изменения в действовавший ранее аналогичный перечень. При этом по отношению к металлолому устанавливается новое требование по укрытию пола вагонов и груза сверху по периметру деревянными щитами.

По мнению заместителя председателя НП ОЖдПС Дениса Семенкина, введение новых норм в первую очередь скажется на стоимости доставки. "Грузоотправители будут вынуждены переложить свои расходы на грузополучателей. Конечно, все будет зависеть от региона, где будет осуществляться погрузка. Например, в некоторых из них лесоматериалов достаточно, а на Юге России с ними уже сложнее. Поэтому затраты на погрузку одного полувагона могут увеличиться на 4-10 тыс. рублей, если все будет сделано по правилам", - поясняет эксперт.

Помимо этого, начальник управления транспорта ОАО "ММК" Михаил Щербинин полагает, что новые правила перевозки металлолома нарушат весь установленный и стабильно функционирующий процесс погрузки и перевозки. "Данное требование, содержащееся в сноске к перечню грузов без каких-либо пояснений и детализации, нарушает весь установленный и стабильно функционирующий процесс погрузки и перевозки лома, парализуя деятельность целой цепочки предприятий, - пояснил М. Щербинин. - Под угрозой нарушения производственных циклов и невыполнения плановых заданий оказываются не только ломозаготовительные предприятия, но и металлургические компании. Это 30% от общероссийского (более 20 млн т в год) выпуска стали, который обеспечивается за счет лома черных металлов".

Участники рынка считают, что перевозка лома по новым правилам станет для ломозаготовительных предприятий нерентабельной из-за резкого повышения издержек. "По нашей оценке, увеличение стоимости транспортировки лома в полувагонах составит 650-700 рублей на тонну груза. К тому же кратно вырастет срок погрузки, что повлияет на показатели эффективности использования подвижного состава", - разъяснили в пресс-службе ГК "Новолипецкий металлургический комбинат".

Представители металлургических предприятий добавляют, что часть грузов может вообще перейти с железной дороги на автотранспорт. Кроме того, возможно сокращение потребления и заготовки лома, так как снизится экономическая эффективность его использования.

"Поэтому наиболее здравой позицией регулирующего органа металлурги считают приостановку действия новых правил до урегулирования организационно-технических вопросов, связанных с их применением", - резюмировал М. Щербинин.

Тем не менее, как пояснили ИА "РЖД-Партнер.ру" в Минтрансе, значительное количество грузов, перевозка которых могла осуществляться насыпью и навалом, в связи с их отсутствием в соответствующем перечне перевозилась на особых условиях, что приводило к финансовым и временным затратам грузоотправителей. "Необходимость издания приказа № 294 обусловлена тем, что согласно ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае если свойства груза или его состояние, либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортировка таких грузов осуществляется на особых условиях. При этом между перевозчиком и грузоотправителем должен быть заключен соответствующий договор", - подчеркнули в пресс-службе министерства.

В ОАО "РЖД", в свою очередь, добавили, что на железных дорогах имеют место случаи незаконного вмешательства посторонних лиц с целью хищения металлолома из грузовых вагонов. "Особую опасность представляют факты несанкционированного открытия нижних люков полувагонов, из которых происходит высыпание груза. И обшивка вагона деревянными щитами как раз является наиболее простым способом решения проблемы. Она позволяет обеспечить безопасность движения и сохранность груза без внесения существенных изменений в конструкцию подвижного состава", - отметил собеседник ИА "РЖД-Партнер.ру". Однако здесь представитель НП ОЖдПС возразил, что для тех, кто производит хищение путем открывания люков, деревянные щиты не будут помехой. "Надежнее было бы просто поменять систему укладки грузов: к примеру, снизу класть большие по площади куски", - добавляет Д. Семенкин.

По мнению эксперта УК "Финам" Дмитрия Баранова, с учетом важности проблемы и необходимости обеспечить нормальную работу металлургической отрасли в ближайшее время ситуация должна разрешиться.

Итак, требование безопасно перевозить все виды грузов навалом и насыпью на наших железных дорогах никто не отменял, поэтому и металлурги, и железнодорожники должны им неукоснительно следовать. Однако при введении новых норм необходимо учитывать интересы всех участников рынка и принимать во внимание фактор конкурентоспособности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.04.2014