19-04-21 / 2021
Новости отрасли
Лом черных металлов: погрузка растет, экспорт уменьшается

Значительную долю погрузки на сети РЖД составляют металлургические грузы. В 2020 году многие экономические секторы столкнулись с трудностями, такими как снижение деловой активности и спроса. Но под конец года металлургия смогла оправиться и начать восстановление, что привело в I квартале 2021-го к росту цен и позволило железнодорожникам нарастить объемы перевозок. По итогам I квартала 2021-го погрузка на сети РЖД составила 307,2 млн т, что на 0,2% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Одна из лучших динамик – у лома черных металлов: рост составил 10,4%, и показатели достигли 3,1 млн т.

То, что металлолом находится на пике спроса не первый месяц, подтверждают статистика и эксперты. В январе было погружено 0,9 млн т лома, в феврале – 1 млн т, в марте – 1,14 млн т. В апреле РЖД ожидают роста спроса на перевозки железной руды и лома черных металлов – примерно на 2,2% и 13,4% соответственно.

Первые два месяца текущего года фиксировалось увеличение экспорта данной номенклатуры. Так, в январе было отгружено 97,7 тыс. т, в феврале – уже 114,8 тыс. т, но в марте произошло снижение до 103,6 тыс. т.

Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО, в беседе с журналистами отмечал, что сегодня показатели погрузки сравниваются с цифрами 2019 года. Согласно статистике двухлетней давности, в марте погрузка лома черных металлов составила 1,41 млн т, в том числе на экспорт – 109 тыс. т. В конце 2019 года началось снижение погрузки, а весной 2020-го произошел серьезный спад спроса на сырье, металлургическую продукцию и лом черных металлов. Только в июне 2020 года Китай постепенно начал увеличивать закупки, цены стабильно стали повышаться, и рынок ожил.

По данным Росстата на начало 2021 года, металлолом в нашей стране подорожал на 35%, арматура – на 50%, что серьезно сказалось на внутреннем строительном рынке. Застройщики пожаловались, что увеличение стоимости металла способствует росту себестоимости строительства. При Минстрое и Минпромторге была создана рабочая группа для разрешения ситуации. Правительство установило с 30 января 2021 года на 180 дней ставку вывозной таможенной пошлины на отходы и лом черных металлов, что должно уменьшить недостаток сырья на внутреннем рынке и предотвратить спекулятивный рост цен. На фоне данного заявления произошел резкий скачок в погрузке лома черных металлов на экспорт в январе – феврале текущего года.

На 16-м Международном форуме "Лом черных и цветных металлов" Виктор Ковшевной, директор ассоциации НСРО "РУСЛОМ.КОМ", заявил, что в настоящее время металлофонд в России превышает 1,5 млрд т и он увеличивается. Дефицита лома на внутреннем рынке, по его словам, нет.

"Мы против любых ограничений на экспорт лома, против увеличения пошлин. Это ударит по ломозаготовителям и как следствие – по металлургическим компаниям. Это ударит по всей отрасли. От ограничения экспорта пострадают ломозаготовители. Как только обрывается экспорт, компании вынуждены снижать инвестиции и могут меньше поставить на внутренний рынок. Металлурги также не выиграют от этого. Сейчас обсуждение российских пошлин уже включено в повестку ЕС и может привести к ограничениям по отношению к российским металлургам", – подчеркнул он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.04.2021