25-10-17 / 2017
Новости отрасли
Локомотивы переводят на пожизненную гарантию

С 2018 года ОАО "РЖД" изменит условия закупки локомотивов.

Производителей стимулируют к качеству. "Мы переходим на новый инструмент – поставку локомотивов на условиях контракта жизненного цикла, включающего в себя первоначальную поставку, проведение технического обслуживания и ремонта локомотивов. Безусловным плюсом такого подхода является централизация и фиксация непрерывной ответственности за локомотив в одном договоре", – подчеркнул вице-президент ОАО "РЖД" – начальник Дирекции тяги Олег Валинский на девятом Международном симпозиуме "Элтранс-2017", который прошел в Санкт-Петербурге на прошлой неделе.

Сейчас при закупке локомотивов ответственность фрагментируется по нескольким контрактам. "Нам приходится постоянно решать вопросы и устранять разногласия, возникающие между сервисными компаниями, заводами-изготовителями и локомотиворемонтными заводами, в то время как все эти организации входят в состав одного холдинга и теоретически могли бы объединить свои усилия с тем, чтобы ОАО "РЖД" как заказчик за свои деньги получало бы необходимый парк исправных локомотивов", – пояснил Олег Валинский.

Компания закупает локомотивы производства машиностроительных заводов двух холдингов – ЗАО "Трансмашхолдинг" и АО "Группа Синара". У каждого поставщика есть собственные сервисные компании "ЛокоТех-Сервис" и "СТМ-Сервис". Сейчас при закупке локомотивов РЖД заключают несколько контрактов с разными контрагентами. Это договор поставки с поставщиком – ТМХ или "Синара", договор на проведение заводских ремонтов с ремонтными заводами (заводы "Желдорреммаш") и договор на сервисное обслуживание с "ЛокоТех-Сервисом" или "СТМ-Сервисом".

"Перед нами несут ответственность три разных центра – производители тягового подвижного состава, сервисные компании и АО "Желдорреммаш" и прочие заводы по капитальному ремонту локомотивов", – уточнил заместитель начальника Дирекции тяги Николай Михальчук. По его словам, дирекция заинтересована в том, чтобы поставщик сопровождал локомотив на протяжении всего жизненного цикла.

Контракт жизненного цикла подразумевает, что поставщик будет нести ответственность, то есть обеспечивать все виды ремонта на всех этапах обслуживания и ремонта локомотивов на протяжении всего их срока эксплуатации.

"Еще одно преимущество контракта жизненного цикла – гарантированное устранение всех выявляемых конструктивных недостатков непосредственно производителем локомотива за свой счет независимо от срока, прошедшего с начала эксплуатации локомотива", – уточнил Олег Валинский. Кроме того, контракт жизненного цикла позволяет внести в него гарантию достижения заявленных энергетических эффектов. При расчетах за текущее сервисное обслуживание это позволит учитывать не только коэффициент технической готовности, но и фактические показатели энергоэффективности тягового подвижного состава. "До 2025 года дирекции необходимо снизить удельный расход электроэнергии на тягу поездов на 6,9% и топлива на 1,6% к уровню 2017 года. Поэтому в долгосрочной программе развития заложены показатели по повышению эффективности использования локомотива, то есть коэффициент полезного действия, мощности, которые нам важны. Потому что более 40% расходов Дирекции тяги – это электроэнергия и топливо. Чтобы достичь этих показателей, производитель должен будет выпустить локомотив, созданный с применением новых конструкционных материалов и технологий. То есть контракт позволит стимулировать производителя к этому", – пояснил Николай Михальчук.

Сейчас среди поставщиков объявлен пилотный конкурс на поставку 10 локомотивов с обязательством обеспечения их сервисного обслуживания в период жизненного цикла. Предполагается, что первые машины, закупленные таким образом, поступят на Московскую и Октябрьскую дороги.

Справка "Гудка"

С 2003 по 2016 год компанией было закуплено 5567 новых локомотивов, план на 2017 год – 459 машин. При этом пиковые годовые объемы закупки доходили до 804 локомотивов (2013 год).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.10.2017