23-01-18 / 2018
Новости отрасли
Локомотивы и перспективы

Общие суммы вложений в транспортный комплекс региона до 2030 года, по оценке авторов программы, превысят 1,5 трлн рублей, в том числе объем уже подтвержденных инвестиций составляет 832,89 млрд рублей. Большую часть этих средств предоставит федеральный бюджет – 693,89 млрд рублей. Из краевой казны поступит 90,675 млрд рублей, из фондов муниципальных образований – 18,91 млрд и еще 29,411 млрд из частных средств. При этом на железнодорожный сектор приходится большая их часть: 568,16 млрд рублей подтвержденных инвестиционных вложений.

Приоритетом транспортной стратегии Красноярья является строительство новых железных дорог . Приоритетной в железнодорожном разделе стратегии является программа развития существующей сети и инфраструктуры. Это, прежде всего, масштабный проект комплексного развития южного хода Красноярской железной дороги, который реализуется с начала текущего десятилетия. Общий объем инвестиций составляет 41,5 млрд рублей. Перечень запланированных работ включает прокладку вторых путей, а также реконструкцию нескольких станций. Ожидается, что с завершением проекта не только возрастут объемы транзитного грузопотока, проходящего по Южно-Сибирскому транспорт-ному коридору, но и существенно разгрузятся узловые станции Красноярска. А это немаловажно, ведь на сегодняшний момент через столицу региона проходит большая часть всего грузопотока.

Помимо этого, реконструкция участка Междуреченск – Тайшет даст возможность развития новых инфраструктурных промышленных проектов на юге края, в первую очередь, связанных с освоением новых месторождений полезных ископаемых.

Еще один перспективный проект – железнодорожная ветка Курагино Кызыл. Проект, строительство которого стартовало еще в начале этого десятилетия, сейчас находится в замороженном состоянии. Однако, судя по положениям стратегической программы, железную дорогу в Тыву достроят. Общая длина ветки составит 411,7 километра, из которых 288 километров – по территории Красноярского края. Трасса пройдет по трем присаянским районам: Курагинскому, Каратузскому и Ермаковскому. Дорога спроектирована как однопутная и неэлектрифицированная. Проектный грузооборот составит 15 миллионов тонн в год. Объем инвестиций в строительство оценивается в 138 млрд рублей.

Масштабные мероприятия предусмотрены и в северном направлении, где, как отмечают авторы программы, меридиональные транспортные пути развиты сегодня недостаточно. В крае действуют только две подобных железнодорожных ветки: Ачинск – Лесосибирск, Решоты – Карабула, а также автомагистрали Канск – Богучаны – Кодинск, Красноярск – Северо-Енисейский. В Нижнем Приангарье, после завершения строительства железнодорожной ветки Карабула Ярки с мостовым переходом через Ангару, ключевым проектом, создающим инфраструктурные условия для дальнейшего развития экономики этой зоны края и Сибири в целом, может стать строительство Северо-Сибирской железной дороги (Севсиб). Наряду с развитием отдаленных территорий и созданием северного экономического пояса страны, строительство Севсиба будет способствовать разгрузке Транссибирской железнодорожной магистрали и обеспечению транспортной безопасности России.

Строительство Севсиба должно было стартовать еще в середине текущего десятилетия, однако проект был заморожен после осложнения геополитической обстановки и с началом экономического кризиса. Тем не менее, этот проект остается в числе приоритетов национальной транспортной стратегии. Он будет являть собой дубль Транссиба, дорогу, которая завершит формирование второго транспортного коридора через всю Россию и пройдет от БАМа на востоке до западных границ, связав тюменские нефтегазоносные районы и новые месторождения полезных ископаемых Нижнего Приангарья и Эвенкии. Общая длина магистрали (по основному рабочему проекту) составит 1892 километра. Значительная ее часть пройдет по территории Красноярского края, а участок Белый Яр Лесосибирск Ярки Усть-Илимск после завершения строительства, скорее всего, войдет в состав Красноярской магистрали и увеличит ее протяженность почти на треть.

В целом же проекты, включенные в стратегию развития краевого транспорта, предусматривают строительство более полутора тысяч километров новых линий. Затраты на строительство Северо-Сибирской дороги, естественно, будут немалыми: только стоимость красноярского ее участка, по предварительным оценкам, составляет свыше 384 млрд рублей. Ожидается, что ввод в эксплуатацию Севсиба окажет влияние на прирост российского ВВП на уровне 0,2–0,4% в год, а это свыше 100 млрд рублей.

Упоминается в стратегии и проект высокоскоростной магистрали Новосибирск Красноярск. Правда, к 2030 году "Сапсаны" на берегах Енисея не появятся. К этому сроку запланировано лишь разработать проектно-сметную документацию, а также провести мероприятия по обоснованию объема инвестиций. Всего же в рамках федеральной транспортной стратегии России предусмотрено строительство высокоскоростных и скоростных железных дорог, общей протяженностью более 4 тысяч и 7 тысяч километров соответственно.

Еще одна перспектива имеет значительно меньший масштаб, однако местными жителями будет принята, без сомнения, с большим энтузиазмом. Это проект возвращения пассажирских поездов на лесосибирскую ветку. Введение маршрута Красноярск – Ачинск Лесосибирск, по мнению авторов стратегии, не только улучшит транспортную доступность для значительной части территории края (Енисейский, Пировский, Большеулуй-ский и Бирилюсский районы), но и сыграет позитивную роль в развитии Енисейского туристического кластера.

В числе целевых параметров новой стратегии и такие пункты, как обновление подвижного состава, повышение безопасности и экологичности транспорта. В частности, планируется, что объем вредных выбросов на железнодорожном транспорте к 2030 году снизится в три раза.

Будет уменьшаться и еще один показатель – количество железнодорожных переездов. Они будут заменяться разноуровневыми путепроводами различной конфигурации. Всего к 2030 году планируется ликвидировать десять автомобильных железнодорожных переездов. Ожидается, что в совокупности эти меры позволят снизить аварийность на этих пунктах на 22%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Красноярский железнодорожник23.01.2018