10-08-15 / 2015
Новости отрасли
Локомотивостроение РФ не обеспечивает темпы импортозамещения - Счетная палата

Нынешнее состояние производства локомотивов в РФ не позволяет обеспечивать должные темпы импортозамещения, констатирует Счетная палата по итогам проверки использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), направляемых на эти цели.

Согласно сообщению ведомства, программа импортозамещения в закупках ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (утверждена 30 марта этого года), предусматривает, что в 2015 г. доля отечественных комплектующих в различных сериях приобретаемых тепловозов составит 60-80%, в электровозах - 65%-80%. При этом к 2020 г. эта доля должна постепенно снижаться - по тепловозам до 15-30%, по электровозам - до 25-30%.

"Указанные темпы не позволят обеспечить полную независимость РЖД от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде, а (закупка локомотивов - ИФ) за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя. В значительной мере такое положение дел обусловлено текущим состоянием производства локомотивов в России", - отмечает в этой связи Счетная палата, приводя слова своего аудитора Валерия Богомолова. Итоги его проверки рассматривала коллегия Счетной палаты под председательством ее главы Татьяны Голиковой.

Условия договоров также предусматривают возможность ежегодной индексации цен, что не соответствует заключению о целесообразности финансирования проекта за счет средств ФНБ, которое было утверждено Минэкономразвития и Минфином. Согласно этому документу, цены приобретаемых в 2015 г. локомотивов зафиксированы.

Также Счетная палата обращает внимание на то, что в договорах монополии на поставку локомотивов отсутствует обоснование их стоимости. "Применяемая практика непрозрачна и основывается на ежегодной индексации ранее установленных цен. При этом расчетных материалов заводов-изготовителей, послуживших основанием для первоначального установления цен на локомотивы по договорам 2010-2014 гг., в РЖД нет", - говорится в сообщении.

Ранее источник "Интерфакса" сообщал, что в переписке с Минэкономразвития по итогам проверки Счетная палата выразила мнение о преждевременности решения финансировать закупки локомотивов "Российскими железными дорогами" в 2015 г. на 100% за счет ФНБ. Как сообщалось ранее, на эти цели было заложено 60,2 млрд руб., причем РЖД в этом году рассчитывают полностью профинансировать на них программу закупок тягового подвижного состава. Основных аргумента было два: монополия перевыполняет план обновления локомотивов и технико-эксплуатационные показатели, предполагающие сокращение расхода электроэнергии и топлива, установленные в стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.

В своем сообщении Счетная палата напоминает, что паспортом проекта по закупкам локомотивов с использованием средств ФНБ предполагает, что в 2015 г. они будут профинансированы из Фонда за счет выпуска 25-летних облигаций РЖД с минимальной доходностью на уровне "инфляция + 1%" в размере 60,2 млрд руб. В то же время, в 2016-2017 гг. монополия должна направить на эти цели 143,4 млрд руб. В 2015 г. планируется приобретение 467 локомотивов, в целом за 3 года - 1,508 тыс.

Направить средства ФНБ на эти цели премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился в конце декабря 2014 г. По словам собеседника агентства, в своем письме Счетная палата обращала внимание Минэкономразвития на то, что первоначально документ не содержал детального плана мероприятий. Утвержден он был правительственной комиссией по транспорту только 14 мая, то есть спустя 4,5 месяца. При этом, если последний предполагал закупку 467 локомотивов (344 - у "Трансмашхолдинга" (MOEX: TRMH) и 123 - у "Синары" и ее партнеров), то детальный план - 497. В феврале РЖД, действительно, сообщали о корректировке программы закупок в 2015 г. Акцент в ней был смещен на грузовые локомотивы и традиционные модели - при сохранении суммы в 60,2 млрд руб. При этом речь шла о 484 новых локомотивах (351 - у "Трансмашхолдинга" и 133 - у структур "Синары").

Деньги ФНБ выделяются через докапитализацию ВТБ (MOEX: VTBR) и последующего размещения в пользу банка облигаций РЖД. Два выпуска облигаций монополия разместила весной, еще один - в июле. Весной же ВТБ прокредитовал структуры "Трансмашхолдинга" и "Синары" для "выполнения предприятиями обязательств по поставке локомотивов "Российским железным дорогам".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.08.2015