22-08-17 / 2017
Новости отрасли
Локомотивам нужен лизинг

Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). – Сегодня рынок подвижного состава, с одной стороны, испытывает потребность в обновлении, с другой – нет достаточных средств для приобретения новой техники. Могут ли инструменты лизинга стать выходом в данной ситуации?

– У этого вопроса две составляющие: грузовые вагоны и другой подвижной состав.

С грузовыми вагонами проблемы нет, лизинг здесь применяется с 2000-х годов. Сегодня за счет мер господдержки, в том числе субсидирования затрат лизинговых организаций, спрос на новые вагоны после резкого спада предыдущих лет восстановлен. Иная ситуация в сфере тягового подвижного состава и пассажирских вагонов. В последние годы наблюдается позитивная динамика спроса. Но отсутствие на рынке долгосрочного оплаченного спроса ввиду отсутствия у потребителей финансовых ресурсов действительно является препятствием на пути окончательного выхода отрасли из кризиса.

В отличие от рынка грузовых вагонов в отношении тягового и пассажирского подвижного состава инструмент лизинга не применялся. Но на примере грузовых вагонов, а также авиационной и автомобильной отраслей была доказана эффективность данного инструмента.

– Что мешает динамичному развитию лизинга?

– Как мы видим на примере других отраслей, господдержка лизинговых организаций ускоряет распространение этого инструмента. Без господдержки обновление воздушного флота, автопарка и парка грузовых вагонов в короткие сроки было бы ограничено. Господдержка лизинга маневровых локомотивов могла бы разрешить спор вокруг вступления в силу требований по обязательной их модернизации при продлении сроков службы по аналогии с грузовыми вагонами. 97% предприятий промышленного железнодорожного транспорта имеют в парке от одного до 10 локомотивов, при этом возможности обновления за счет собственных ресурсов ограничены. Ввиду того что частные предприятия не обременены необходимостью массового и ежегодного обновления парка (в отличие от ОАО "РЖД") и не располагают достаточными финансами для обновления, лизинг и его поддержка со стороны государства были бы весьма целесообразны.

Положительный эффект от использования лизинга возможен при его применении в значительном объеме не более нескольких лет подряд. Для ОАО "РЖД" регулярное использование лизинга при приобретении тягового подвижного состава окажется невыгодным, так как будет от года к году увеличивать нагрузку на бюджет компании.

– Насколько необходима господдержка для развития лизинга подвижного состава?

– Важно не развитие самого лизинга, а обновление техники с точки зрения пользы для эксплуатанта и спроса для производителей. Недофинансирование обновления подвижного состава увеличивает риски дефицита перевозочных мощностей и сокращения объема перевозок и доходной базы. Также и для производителя: лизинг обеспечит рост спроса, который положительно отразится на занятости работников, возможностях для обновления производственного оборудования, ускорении трансфера технологий, увеличении вложений в НИОКР.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.08.2017