21-07-18 / 2018
Новости отрасли
Логистику отправили в объезд

Украина нивелирует снижение экспорта повышением тарифов на грузовые перевозки.

Ограничения на транзитные перевозки украинских грузов в Казахстан и Киргизию через территорию России продлены на шесть месяцев – до 1 января 2019 года.

Президент РФ Владимир Путин 2 июля внес изменения в указ "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через территорию РФ".

Речь идет об ограничении до 1 января 2019 года транзитных железнодорожных и автомобильных перевозок грузов, в отношении которых в России применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от нуля, а также товаров, включенных в санкционный перечень. По данным Минэкономразвития, это товары 97 групп широкой номенклатуры, включая продукты питания, цветные и черные металлы, минералы и различное промышленное оборудование.

Напомним, документ был принят 1 января 2016 года в ответ на решение Украины отменить договор о свободной торговле с Россией. Поэтому для бывшего торгового партнера начали действовать ставки таможенных пошлин, как и для стран дальнего зарубежья – ЕС, США, Канады и Китая. На тот момент временные – до 1 июля – ограничения касались только перевозок в Казахстан. Однако уже в феврале Украина запретила транзит российских фур по своей территории, после чего Россия включила в указ и Киргизию. Хотя документом предусмотрены исключения для разрешенных грузов с территории Белоруссии. Для автотранспорта – через стационарный контрольный пункт "Красное" на границе с Россией, для поездов – через контрольный пункт на железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный, если вагоны и грузовики оборудованы спутниковой системой ГЛОНАСС.

По оценке заместителя министра экономического развития и торговли Украины Наталии Микольской, теперь республика теряет около 90% экспорта, объем годового транзита составляет $1,8 млрд в год, кроме того, торговые ограничения увеличили стоимость транзитных грузоперевозок на 30%.

Однако ПАО "Укрзализныця" (УЗ) оперативно среагировало на новые условия тем, что предложило грузоперевозчикам выбирать альтернативные маршруты для доставки грузов через Черное и Каспийское моря по территории Украины, Грузии и Азербайджана и заранее сообщать, как поступить с грузом – направлять по новому маршруту или переадресовывать. Тем не менее избежать падения перевозок не удалось.

Как сообщил директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике УЗ Антон Саболевский, перевозки транзита контейнерными поездами демонстрировали положительную динамику только до 2016 года. В настоящий момент на Украине курсируют пять транзитных контейнерных поездов, в которых в 2017 году перевезено 73,7 тыс. TEU, это 25% от общего объема проследовавших по сети 11 контейнерных составов.

"За последние годы из-за ограничений торговля между Украиной и Казахстаном заметно снизилась. Если в 2013 году мы экспортировали товаров на $2,1 млрд, то в 2017-м – $370 млн. Основная статья, которая значительно уменьшилась, – это изделия из черных металлов. Если раньше экспортировали в объеме $633 млн, то в прошлом – всего $5 млн. Сильно пострадала также продукция машиностроения, от прежних $198 млн осталось $53 млн. Тем не менее есть позиции, которые почти не пострадали. Это молочные продукты, было $44 млн – стало $40 млн и зерно – $51 млн при прежних $60 млн. Также торговые запреты отразились и на импорте. Больше всего Украина импортировала из Казахстана нефть и нефтепродукты. Для сравнения: в 2013 году объем составлял $413 млн, а сейчас $127 млн", – говорит руководитель департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Сейчас сведения об объемах транзитных перевозок через РФ на Украине официально не публикуются, поэтому перевести статистику в тонны грузов невозможно, говорит экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. "Но мы, безусловно, потеряли часть экспорта, в первую очередь в Казахстан. А те грузы, которые остались, идут по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) через морские порты Батуми, Баку, затем паромом по Каспийскому морю до казахстанского порта Актау, далее железной дорогой к месту назначения. Это, конечно, более дорогой и неудобный коридор, поэтому украинские товары частично потеряли свою конкурентоспособность на казахстанском рынке. Некоторая группа товаров перевозится через Белоруссию. Казахстану в первую очередь интересны продукты питания. То есть можно говорить о том, что рынок железнодорожных перевозок адаптировался под новые условия", – прокомментировал он "Гудку".

Как считает заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев, УЗ нивелирует снижение транзита постоянным повышением тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.

"И продление любых ограничений – это очередной гвоздь в крышку гроба некогда крупнейшего украинского монополиста. Но я думаю, что именно к этому шагу России руководство УЗ было готово, исходя из общей государственной политики", – отмечает он.

В то же время за последние два года многие промышленные предприятия не смогли справиться с новыми внешнеэкономическими условиями и конъюнктурой рынка. Они были перепрофилированы или полностью остановлены, поэтому и номенклатура экспортных грузов также заметно уменьшилась, уточнил Геннадий Рябцев.

"Россия не выносила вопрос транзитных и торговых ограничений на обсуждение Высшего государственного совета Союзного государства, поэтому Белоруссия считает себя свободной от каких-либо обязательств. Кроме того, и Белоруссия, и Казахстан, как страны Таможенного союза, не присоединились к российским экономическим контрсанкциям. Это создает определенные лазейки для продолжения торгового оборота, в том числе с Украиной, и говорит о том, что мы иногда предпочитаем не ставить все точки над i с нашими экономическими и политическими партнерами, опасаясь обострения отношений", – отметил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Собственно, эти прогнозы подтвердились. В российском указе отдельным пунктом предусмотрено, что правительства Казахстана и Киргизии могут обратиться к Правительству РФ за разрешением на перевозку чувствительных товаров, так сказать, в виде исключения. И Казахстан решил воспользоваться этой возможностью, так как подсчитал, что перевозки по ТМТП обходятся втридорога. В зависимости от груза и вида транспорта один фрахт подорожал на $4 тыс.–$7 тыс.

По словам заместителя председателя комитета государственных доходов министерства финансов республики Госмана Амрина, в июле 2016 года, когда запрет был продлен в первый раз, правительство поручило подготовить список чувствительных к запрету товаров и начало переговоры с российскими властями.

В него вошли комплектующие украинского происхождения, которые необходимы казахстанским предприятиям.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что Правительство РФ пошло на уступки в ответ на обращение властей Казахстана и утвердило перечень товаров, временно разрешенных к перевозке транзитом через российскую территорию, всего 22 позиции. В их числе – железный купорос, крановые рельсы, вагоны для перевозки шлака, запчасти локомотива, основной получатель которых сталелитейная и горнодобывающая компания "АрселорМитттал Темиртау", а также электродная масса для ТНК "Казхром", графитовые электроды для Усть-Каменогорского конденсаторного завода и керамические изоляторы для Кентауского трансформаторного завода. Все поставки пройдут в рамках ранее заключенных контрактов с украинскими производителями.

Как пояснил "Гудку" эксперт департамента экономической интеграции Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Станислав Цай, перечень сформирован с участием казахстанских предприятий, которым украинская продукция необходима для работы, и они значимы для экономики республики. В частности, по итогам прошлого года налоговые поступления и платежи в государственный бюджет "АрселорМитттал Темиртау" превысили 40 млрд тенге ($116 млн). Способ доставки груза соответствует условиям контрактов. К примеру, украинскую продукцию "АрселорМитттал Темиртау" получит по железной дороге и отчасти автомобильным транспортом в зависимости от габаритов груза. Если ограничения по транзиту будут продлены и в 2019 году, "Атамекен" планирует вновь воспользоваться законодательным правом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.07.2018