12-09-23 / 2023
Новости отрасли
Логистика выводит продукцию АПК в конкурентоспособную продукцию

Агропромышленная продукция – это ключевой элемент с точки зрения продовольственной безопасности, об этом сегодня заявили участники панельной сессии "Евразийский агроэкспресс": Новые возможности для торговли в АТР" на Восточном экономическом форуме. Участники рынка заявляют, большой поток идет и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Традиционная номенклатура всем известна: масла, соевые бобы. Кроме того, теперь появились новые продукты – это мясная продукция, птица, кондитерские изделия, субпродукты

АПК с правом на преимущество

В 8,5 раз выросла взаимная торговля в Евразийском регионе – речь идет о Евразийском экономическом союзе и партнерах в Средней Азии за последние 20 лет, превысив $15 млрд, об этом говорит Андрей Слепнев, член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии. По оценкам экспертов объем взаимной торговли удвоится к 2035 году, до $30 млрд.

"Что касается экспорта в третьи страны, здесь также наблюдается устойчивый рост. Если посмотреть даже "доковидный" 2019 год и сравнить его с 2022 годом, то будет видно увеличение на 15%: за пределы ЕАЭС поставлено агропромышленной продукции на $34 млрд", – говорит Андрей Слепнев

Агрогрузы идут в страны АТР. Номенклатура – традиционна: масла, соевые бобы, но в 2023 году Россия начала экспортировать мясную продукцию, макаронные изделия, шоколад, птицу, кондитерские изделия, субпродукты. Россия становится поставщиком продукции высокого передела, подчеркивает генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина. Но Россия – как часть Евразийского экономического союза – должна иметь свободный доступ к каналам экспорта и импорта. Это важнейший вклад в социально-экономическое развитие не только России, но и всего ЕАЭС, продолжает она.

"Вопрос перевозки, вопрос доставки становится сопутствующий тому, сколько узнаваний и желаний купить российскую продукцию будет приводить к экспортным контрактам", – говорит она.

Но экспортеры ждут не экспортных решений, а логистических, настаивает Вероника Никишина. РЭЦ пять лет назад вместе с РЖД запустила проект "Агроэкспресс". В 2022 году "Агроэкспресс" перевез 0,5 млн тонн грузов, в том числе 0,28 млн тонн рефрижераторных, на евразийском (Казахстан, Белоруссия, Узбекистан) и южном (Азербайджан, Иран, ОАЭ, Индия) направлениях. По итогам пяти месяц – такую статистику приводит Никишина – продукция российского АПК выросла на 17%. И в числе основных направлений, по-прежнему, Китай, Турция, Египет, Беларусь. В 2023 году перезапущено и восточное направление "Агроэкспресса" на КНР и Вьетнам после снятия Китаем ковидных ограничений. В частности в Китай грузы доставляются, используя мультимодальную схему, за 15 дней, вместо 45 дней по морю.

Экспортный центр, во взаимодействии с РЖД, запустил в 2023 году услугу по перевозке сборных грузов в Китай. Так везут небольшие партии товаров для b2b-торговли, и продукты питания, не требующие поддержания температурного режима.

Деньги на логистические решения

Повышению конкурентоспособности российской экспортной и, в частности, аграрной продукции способствует как развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока. Об увязке портовой инфраструктуры и железнодорожной инфраструктуры в экспортном направлении говорит руководитель блока корпоративно-инвестиционного бизнеса ВТБ Виталий Сергейчук.

"Но обращу внимание на другие два маршрута: Север-Юг и Северный морской путь", – продолжает он.

С его слов оба маршрута имеют большое значение для экспорта аграрной продукции. И банкиры готовы инвестировать в развитии маршрутов. Заявлено, в частности, о желании финансировать развитие инфраструктуры, развитие транспорта, в том числе – ледокольного флота, сухогрузов и контейнеровозов северного класса. Перевозки по этим коридорам могут идти, в частности, в Китай и Индию, где есть огромный потенциал роста.

"Соответственно, мы активно вкладываемся в рост нашего аграрного комплекса, видим, что до сих пор он обладает огромным потенциалом как с точки зрения распашки земель, так и интенсивного роста", – говорит Виталий Сергейчук.

Но чтобы нарастить экспортные потоки необходимо развитие платежной инфраструктуры.

"Стоимость денег, расчетов все еще значительная, нашим клиентам необходимо ускорять оборачиваемость денег, вкладывать высвобождающиеся ресурсы в развитие инфраструктуры, производства уже в России", продолжает банкир.

"Несмотря на то, что продовольствие – несанкционный товар, а расчеты за него не должны быть подвержены санкциям, на практике оказалось, что этот товаропоток серьезно пострадал от санкций (здесь и приостановка страхования и перестрахования, и остановка платежей, и отказ ряда стран работать с российскими торговыми компаниями). Бизнес перестроился, нашел альтернативные решения. Конкуренция, развитие отечественных решений и международная кооперация приводят к тому, что стоимость услуг снижается. Это приводит к росту конкурентоспособности нашего товара, снижению его конечной себестоимости, что увеличивает спрос со стороны потребителей", – резюмирует Виталий Сергейчук.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.09.2023