Александр Колик, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
– В текущем году ОАО "РЖД" и представители частного рынка активно развивали сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Какие условия необходимо обеспечить в 2023 году для сохранения этой тенденции?
– Включение ТЛЦ в стратегические планы развития инфраструктуры может стать важным инструментом реализации государственной экономической стратегии. И здесь уместно вспомнить о мировом опыте, который подсказывает, что система ТЛЦ должна формироваться при определяющей роли государства.
Главное при этом не финансовое обеспечение, а стратегическое руководство формированием и развитием системы ТЛЦ. Места размещения и последовательность создания логистических центров должны определяться планами развития регионов и внешнеэкономических связей. Государство должно заниматься поиском надежных девелоперов, обеспечивать решение вопросов землеотвода и соединения территорий ТЛЦ с магистральными транспортными сетями, предоставлять целевые льготы компаниям, инвестирующим в создание ТЛЦ. Только государство может гарантировать недискриминационный доступ бизнес-структур к работе на территории ТЛЦ, а транспортных операторов – к выполнению перевозок между ними, что крайне важно для обеспечения устойчивой работы всей системы.
– Отразилось ли снижение статуса проекта "Транспортно-логистические центры" с федерального до ведомственного на его дальнейшей реализации?
– В 2021 году проект, который предусматривает создание к 2024 году сети опорных ТЛЦ в 12 регионах, приобрел статус ведомственного (на уровне Минтранса России) и лишился запланированной федеральной финансовой поддержки в размере около 10 млрд руб. При этом, как я уже сказал ранее, бюджетные деньги в данном вопросе не главное, тем более что предназначались они не на создание ТЛЦ, а на формирование единой цифровой транспортно-логистической среды и развитие международных транспортных коридоров.
Создание ТЛЦ в Новосибирске, Санкт-Петербурге и в Калужской области будет, скорее всего, успешно завершено – эти объекты уже нашли своих инвесторов.
– Какие задачи позволяет решить развитие сети ТЛЦ?
– ТЛЦ позволяют интегрировать складские и транспортные операции, сокращая или практически исключая для крупных грузовладельцев "последнюю милю" и не допуская возникновения парадоксальной ситуации, когда логистические объекты, рассчитанные на значительные стабильные грузопотоки, создаются вне инфраструктурной связи с железнодорожным транспортом (как некоторые оптово-распределительные центры "Русагромаркета").
Для железных дорог ТЛЦ являются инструментом концентрации грузопотоков и объемов терминальной переработки. А это, в свою очередь, основа для применения интермодальных технологий, повышения качества обслуживания, возврата на рельсы больших объемов дальних перевозок. Операторы интермодальных перевозок, такие как "ТрансКонтейнер", нуждаются в специализированных терминалах ТЛЦ, без которых преимущества ускоренных контейнерных поездов часто растворяются в традиционной технологии обработки поездов на контейнерных площадках грузовых станций.
– На каких направлениях перевозок особенно необходимо строительство таких центров?
– Общеизвестны проблемы транспортного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, где участки железнодорожных и автодорожных сетей часто разобщены, многие населенные пункты не имеют контейнерной инфраструктуры, а создание малодеятельных контейнерных площадок экономически не оправданно. ТЛЦ должны стать естественными пунктами стыковки существующих и вновь создаваемых элементов транспортных сетей, базовыми узлами развития контейнерной системы, точками доступа в систему национальных и международных транспортных коридоров. На направлениях с недостаточным развитием железнодорожной сети могут быть задействованы регулярные автомобильные перевозки с применением автопоездов большой грузоподъемности (в некоторых странах значительная часть ТЛЦ обслуживается именно таким образом).
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 07.12.2022 |