16-09-24 / 2024
Новости отрасли
Логистика спотыкается на экспортно-импортном дисбалансе

Втрое подорожали контейнерные перевозки из Китая в Европу через Россию с начала года, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка. Фрахт 40-футового контейнера, отправленного из Шанхая в Роттердам, достигает $8 тыс., рост – 374%. Однако рост ставок не остановил транзитный поток, об этом заявляет РЖД, по данным компании за первые 8 месяцев 2024 года перевезено 870 тыс. ДФЭ, это на 64,5% больше, чем годом ранее. РЖД-Партнер о перевозках грузов.

Транзитный поток в период дисбаланса

Основным драйвером роста наряду с перевозками Китай – Европа – Китай выступают транзитные отправки в сообщении Китай – Беларусь – Китай. Как сообщил Сергей Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" показатель вырос на 77,5%, до 389,7 тыс. ДФЭ.

"Одним из факторов наращивания транзитного объема считаю дестабилизацию морского фрахта из-за ситуации в Красном море, на фоне которой крупнейшие морские линии приостанавливали перевозки через Суэцкий канал и перенаправляли свои суда в обход Африканского континента. Это увеличивало время транспортировки и привело к закономерному росту фрахта из-за дополнительных издержек на доставку груза. Необходимость в быстрой доставке и стабильной стоимости стала фактором переориентации, в том числе китайских грузоотправителей с моря на железную дорогу. Таким образом, этот вид сообщения доказал свою востребованность, несмотря на все ограничения", – сказал он.

Он добавил, скорость доставки груза в рамках совместного с белорусскими и казахстанскими железнодорожниками проекта "Объединенной транспортно-логистической компании" (АО "ОТЛК ЕРА") от границ Китая до границ Евросоюза по железнодорожной сети – неделя, что в три-пять раз быстрее, чем доставка морем.

Сергей Григоренко, заместитель генерального директора - коммерческий директор АО "ОТЛК EPA" на встрече TransRussia Connect показал статистику за первые семь месяцев 2024 года, с его слов общий объем транзитных перевозок на МТК Восток-Запад достиг показатель в 251 тыс. ДФЭ в обоих направлениях, что почти на 83% больше прошлогоднего показателя. На направлении Китай-Европа грузопоток вырос на 146%, если сравнивать с прошлогодним показателем, до 214 тыс. ДФЭ. А вот в направлении Европы из Китая объем перевозок упал на 27%, до 36 тыс. ДФЭ

"Попытаюсь объяснить динамику. У нас максимальная балансировка Запад-Восток составляла до 68%, сейчас балансировка – до 13%, поднимается до 15%. К чему это ведет? Это влияет на себестоимость перевозки. Затрачиваются больше средств на порожний возврат платформы в точку зарождения китайского груза. Да и китайские экспедиторы подняли ставки на направлении Китай - Европа", – добавил он.

"ОТЛК ЕРА" пытается возвращать порожний контейнер в железнодорожном сообщении, у нас получилось провести порожний поезд из Европы в Китай.

"Теперь Китай смотрит экономику перевозки и мы ждем реакции от них. Проект либо продолжится, либо экономику будем менять", – резюмировал эксперт.

Экспортно-импортный грузопоток

По железной дороге в сообщении между Россией и Китаем перевезено свыше 161 млн. тонн в 2023 году, что на 36% больше чем годом ранее, статистику привел Павлов. Представитель российской железнодорожной компании подчеркнул, он в статистике учел как перевозку через железнодорожные пропускные пункты, так и через порты. Однако значительная доля в общем грузопотоке занимали перевозки именно через сухопутные пункты пропуска с Китаем, через них перевезено более 51 млн. тонн, рост – 27%.

"Тенденция роста сохраняется и в этом году. За 8 месяцев 2024 г. объем перевозок РФ – КНР вырос на 8,7% до уровня 117 млн. тонн. Около половины объема этого грузопотока составлял каменный уголь (более 62 млн. тонн с приростом почти 11% к аналогичному периоду годом ранее – в основном экспорт). Также заметный вес занимали руда, нефтяные и лесные грузы, химические и минеральные удобрения", – перечислил Сергей Павлов.

По контейнерным грузам в числе лидеров автомобили, машины, станки, цветные металлы, продовольственные и другие грузы. Всего за 8 месяцев перевезено более 2,4 млн. ДФЭ с приростом 12% к предыдущему периоду. Между тем участники рынка живут и работают в условиях колоссального ограничения. Со слов Леонида Шляхтурова, исполнительного директора ООО "Феско Интегрированный транспорт" в первом квартале 2023 года на лимитированные направления компании подтвердили ежемесячный прием 200 контейнерных поездов.

"А в июле 2024 года – только 108, то есть сократили вдвое. Поэтому ломаем поезда не по своей воле и используем автодоставку. Нет другого выхода! Железная дорога не принимает грузы. Везем автотранспортом контейнеры из Красноярска в Иркутск, и из Красноярска в Новосибирск и обратно. Да, автодоставка теперь включена в полном объеме. Как на это реагирует рынок? Сложно! Страдаем, но ищем варианты. Например, научились пользоваться полувагонами", – сказал Шляхтуров на встрече TransRussia Connect.

Сложности с перевозкой экспортно-импортных грузов подтвердил и Егор Брагинец, генеральный директор ООО "Нептун Логистикс Рус". С его слов если раньше грузы возили в два направления, то теперь, фактически, только в одно, связанное с Китаем.

"Разворот на восток показал острый дефицит инфраструктуры, и вряд ли удастся изменить ситуацию в ближайшее время. Быстрого выхода из этого положения я не вижу", – признался эксперт.

Железная дорога срезает наряд-заказы на контейнерные поезда, идущие в порты, о такой ситуации рассказал Егор Кичигин, заместитель директора по продажам и клиентскому сервису ПАО "ТрансКонтейнер". С его слов в августе компании согласовали не две сотни контейнерных поездов, которые были предъявлены к перевозке, а только 145.

"Больше трети из них – с Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог, куда мы физически вагоном приехать не можем. Потому что есть ограничения по погрузке порожняка на этих дорогах. Какое правильное решение для грузоотправителей? Давать квартальные наряд-заказы, чтобы мы могли планировать. Сейчас мы получаем наряд-заказы в последний день месяца, а собрать поезда в полном объеме, собрать сертификаты, оформить таможенное разрешение… – просто не успеваем на все сто груженых контейнеров! Вроде бы разрешение на погрузку дают, но дают слишком в короткий срок, грузоотправители и организаторы контейнерных поездов не успеваем подготовиться. Угадать что нам согласует РЖД – невозможно!" - резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.09.2024