16-06-20 / 2020
Новости отрасли
Логистика просит поддержки

В минувшую среду в Минтрансе в режиме видеоконференции прошло заседание оперативного штаба по вывозу угольной продукции из Кузбасса. Участники совещания обсудили новые правила распределения мощностей по транспортировке угля на Восточном полигоне, а также возможность отправления этого сырья через порты Северо-Запада и Юга. От загрузки этих направлений зависят согласованные обновленной методикой объемы перевозок на восток. По данным ОАО "РЖД" за пять месяцев 2020 года, грузоотправители Кузбасса по всем направлениям отгрузили 85,6 млн тонн угля, что на 10,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Погрузка на экспорт снизилась почти на 15%. Экспортные перевозки на северо-запад оказались ниже параметров, заложенных в мартовском соглашении правительства Кемеровской области и ОАО "РЖД" по обеспечению транспортировки кузбасского угля на уровне 2019 года, на 5% (19,8 млн тонн). В южном направлении погрузка на экспорт в целом стала выше на 8,7% (более 4,41 млн тонн).

По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, которые приводятся в пресс-релизе холдинга, план экспортных перевозок угля на восток по новой методике начнет верстаться уже с августа текущего года.

"Мы уведомили все угольные компании о вводе правил в действие и предупредили о необходимости своевременного предоставления заявок на перевозку грузов в восточном направлении не позднее 40 суток, предшествующих месяцу планирования. Чтобы соблюсти эту процедуру, мы должны в самое ближайшее время получить от коллег заявки на август", – сказал он во время заседания.

По данным Минэнерго, грузоотправители должны отправить заявки на август до 20 июня, а 10 июля министерство направит в ОАО "РЖД" план перевозок. Новая методика принята постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года. Она вступила в силу 1 июня 2020 года. Теперь порядок формирования плана экспортных перевозок угля в восточном направлении контролирует Минэнерго. Согласно регламенту Минтранс за 45 дней до начала планируемого месяца перевозок предоставляет сведения о пропускной способности морских портов Дальнего Востока, а ОАО "РЖД" – своей инфраструктуры.

Алексей Шило отметил, что из 60 грузоотправителей угольной продукции заявки пока поданы 21 компанией, общий объем уже составляет 4,8 млн тонн. По соглашению, заключенному между РЖД и Кузбассом на 2020 год, в августе в восточном направлении запланирован вывоз 4,56 млн тонн сырья.

Согласованные объемы транспортировки угольной продукции на восток по новой методике зависят от восстановления перевозок в северо-западном направлении, напомнил в ходе заседания министр транспорта РФ Евгений Дитрих. ОАО "РЖД" уже приняло максимально возможные тарифные преференции (12,8%), предоставив скидки на перевозку угля в порты Юга и Северо-Запада.

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев предложил увеличить скидку на вывоз угля на восточные рынки через порты Юга и Северо-Запада до 50%. "Целевые показатели транспортировки угля в порты Северо-Запада, обозначенные в нашем соглашении с РЖД, выполнены на 95%. Предлагаю рассмотреть вопрос увеличения скидок на перевозку угольной продукции в западном направлении, чтобы мы могли через порты Запада поставлять сырье на рынки стран Востока. Сейчас размер предоставляемой скидки не позволяет отгружать уголь (на Запад. – Ред.) без убытков", – сказал он.

По мнению угольщиков, помимо очевидных причин, таких как снижение мировых цен на уголь, а также падение спроса на топливо в Европе, есть несколько факторов, которые мешают увеличению объемов перевозок в северо-западном и южном направлениях.

В частности, "СУЭК-Кузбасс" за пять месяцев 2020 увеличила объем перевозок сырья на Запад на 5%. Однако из-за обрушения 1 июня моста через реку Кола в Мурманской области по итогам прогнозируется снижение показателей.

Кроме того, не все угольные компании могут продавать свое сырье в Западную Европу. Несмотря на то что в России и за рубежом потребляются одни и те же марки угля, калорийность (физико-химические свойства) угля, идущего на внутренний рынок и на экспорт, различается. "Насколько возможно, наш уголь пониженной калорийности – 5,5 тыс. ккал/кг – перевозится в Польшу. Однако в стране на I квартал текущего года все склады затарены – там находилось 22% годового запаса угля. В порты Северо-Запада мы не везем наш уголь, так как в Западной Европе он не продается", – отметила директор по логистике московского представительства ПАО "Кузбасская топливная компания" Екатерина Боровикова.

Как рассказал "Гудку" генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов, проблема выбора направления также связана со стоимостью фрахта и ограниченным количеством судов, которые следуют из портов Северо-Запада и Юга в сторону Китая. "К примеру, из Тамани всего пара судов ходит в направлении КНР, а из портов Дальнего Востока все идут в Китай, Японию и Индию. Скидки РЖД, конечно, повлияют на привлечение грузов на эти направления, но стоимость фрахта не изменится. Поэтому, чтобы уголь ехал на восток через порты Юга и Северо-Запада, нужно рассматривать всю логистическую цепочку, а не только железную дорогу", – считает эксперт.

По словам директора по портовым и железнодорожным проектам ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" (куда входит АО "УК "Кузбассразрезуголь") Ирины Ольховской, возможны любые цепочки, но все они будут экономически нецелесообразны и рискованны по сравнению с логичным железнодорожным маршрутом перевозки угля для потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона через специализированные восточные порты, тем более при текущем простое высокотехнологичных портовых мощностей на востоке. "Введение более серьезных скидок в размере 40–50%, безусловно, позволит привлечь угольные грузы на железнодорожную инфраструктуру Запада и Юга", – резюмировала она.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.06.2020