03-03-20 / 2020
Новости отрасли
Логистика поддержит экспорт

В минувшую среду прошло заседание Правительства РФ, на котором рассматривалась программа развития угольной отрасли до 2035 года. Проект предполагает наращивание объемов добычи, а также экспорта природного топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через порты Дальнего Востока. Для реализации этих планов синхронно с угольными предприятиями планируется развивать железнодорожную и портовую инфраструктуру. Программа развития угольной промышленности до 2035 года (ПРУП), опубликованная на сайте Минэнерго, предполагает два варианта развития отрасли – оптимистичный и консервативный. Консервативный предусматривает рост добычи с 440 до 485 млн тонн, а оптимистичный – до 668 млн тонн к 2035 году. При этом оба варианта предусматривают не только наращивание объемов добычи, но и экспорт продукции. Объем экспорта составляет на сегодня 50% от добычи – 220 млн тонн.

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, расходы на программу развития угольной промышленности в России до 2035 года составят около 6 трлн руб., большую часть которых должны составить частные инвестиции.

Михаил Мишустин добавил, что нужно также совершенствовать логистику доставки угля по железной дороге или морским транспортом как на внутренний рынок, так и на экспорт.

"Поэтому синхронно с угольными предприятиями мы будем активно развивать железнодорожную и портовую инфраструктуру", – отметил премьер-министр в ходе заседания.

Как подчеркнул в своем докладе на заседании Правительства министр энергетики РФ Александр Новак, Россия сегодня занимает третье место в мире по экспорту угля после Индонезии и Австралии.

"На международном рынке мы занимаем долю 15%, и российские угольные компании обеспечили почти 40% всего прироста международной торговли углем", – заметил он.

При этом, по его словам, большую роль в достижении этих результатов сыграли усилия Минтранса России и ОАО "РЖД" по развитию портовой и железнодорожной инфраструктуры.

По прогнозу Минэнерго, общая международная торговля углем к 2035 году вырастет примерно от 5 до 13% (с 1,45 млрд тонн до 1,52–1,64 млрд тонн).

Александр Новак считает, что перспективы роста связаны с растущим рынком стран Азиатско-Тихоокеанского региона именно в области международной торговли, на который приходится почти 80% всей торговли углем.

"С целью развития внутреннего рынка угольной продукции и укрепления позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля предусматривается увеличение пропускной способности Восточного полигона, железных дорог, в том числе подходов к портам, а также обеспечение применения долгосрочных и предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов как до 2025 года, так и в последующий период", – подчеркнул он.

Объем экспорта российского угля планируется увеличить с 220 млн тонн до 260 млн тонн по консервативному и до 390 млн – по оптимистичному варианту. Получается, что по обоим сценариям экспортироваться по-прежнему будет чуть больше половины добываемого угля.

"Оба варианта предусматривают безусловное выполнение Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД" до 2025 года (ДПР. – Ред.), прежде всего в части увеличения пропускной способности железных дорог Восточного полигона – до 185 млн тонн перевозки экспортируемого угля, полностью соответствует указу № 204 (указ президента РФ от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". – Ред.). ДПР также соответствует развитию "Росморпорта". В результате снятия системных ограничений при экспорте угольных грузов его доля на рынке стран АТР с сегодняшних 50 увеличится до 75%, а объемы перевозки экспортируемого угля в восточном направлении уже к 2025 году достигнут 185 млн тонн", – заметил он.

По словам Александра Новака, Минэнерго России тесно взаимодействовало с ОАО "РЖД" при согласовании этих прогнозов.

"Экспортные поставки российского угля, полностью синхронизированные с провозными возможностями железнодорожной инфраструктуры, и темпы развития угольных терминалов в портах также позволят, даже с некоторым резервом, обеспечить планируемые объемы перевалки экспортируемого угля, прежде всего в дальневосточных портах", – резюмировал он.

"В 2019 году образована рабочая группа по решению вопросов транспортировки угля под председательством заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского, куда вошли представители причастных департаментов РЖД. Кроме того, в целях выполнения поручения президента РФ в ходе совместных совещаний Минэнерго, РЖД, Минтранса, "Росморпорта", "Росинформугля" проведена актуализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Данные по объемам поставок угольной продукции для новой Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года детально верифицированы по регионам зарождения и погашения грузопотоков с учетом данных угледобывающих и стивидорных компаний, текущей и прогнозной конъюнктуры угольного рынка, а также планов РЖД по развитию железнодорожной инфраструктуры", – рассказал "Гудку" начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антон Рышков.

Топ-менеджер добавил, что РЖД стремятся к обеспечению максимально возможного вывоза предъявляемого грузоотправителями груза, в связи с чем постоянно совершенствуются технологии перевозок, применяются меры тарифной поддержки, а также реализуются проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры.

"Так, с целью ликвидации узких мест на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения вывоза дополнительного объема перевозок грузов российских компаний РЖД реализуют комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона в рамках инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей. С учетом имеющихся заявок основных компаний-грузовладельцев мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, реализуемых в настоящее время, будет недостаточно для дальнейшего удовлетворения растущего спроса на грузовые перевозки в период после 2020 года. В связи с этим разработан II этап программы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона", – рассказал Антон Рышков.

По его словам, оба сценария программы развития угольной промышленности до 2035 года соотносятся с планами и прогнозами ОАО "РЖД".

"Разработанные Минэнерго России совместно с причастными организациями параметры экспорта угля в ПРУП в восточном направлении легли в основу грузовой базы проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Основной прирост экспортных перевозок угля на восток ожидается из кластера Новосибирской, Кемеровской областей и Хакасии, а также в Дальневосточном кластере (Якутия, Амурская область, Приморский и Хабаровский края). В совокупности эти кластеры обеспечат более 90% прироста экспортных потоков угля на восток. С точки зрения конкурентоспособности и рентабельности продаж продукции угледобывающей отрасли Минэнерго прогнозирует значительное увеличение поставок российского угля в страны Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония и другие), с которыми у российских компаний уже сформированы контакты, а также в направлении стран Западной Азии (Индии, Пакистана и другие) в связи с наращиванием энергопотребления как населением, так и промышленными предприятиями", – резюмировал он.

По итогам заседания Правительство РФ в целом одобрило проект Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года, его итоговое обсуждение должно пройти до 12 марта текущего года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.03.2020