16-05-18 / 2018
Новости отрасли
Логистика обеспечит конкурентность

Санкции, введенные США в начале апреля в отношении ряда российских компаний и бизнесменов, серьезно изменят логистику таких компаний. Пока же, по информации Минпромторга, некоторые фигуранты санкционного списка успешно продолжают вывоз продукции на зарубежные рынки.

Вывоз продукции "из-под санкций" потребует новых решений. Сотрудничество с российскими транспортными компаниями в сфере экспорта уже приостановлено, а до конца переходного периода (изначально – до 5 июня 2018 года, затем правительство США продлило период до 23 октября, в течение этого срока американский Минфин рассмотрит ходатайство РУСАЛа об исключении из санкционного списка. – Ред.) партнерство могут заморозить и зарубежные перевозчики.

Напомним: 6 апреля правительство США ввело санкции в отношении российских должностных лиц, предпринимателей и компаний. В их числе оказались, помимо прочих, бизнесмен Олег Дерипаска и несколько структур, связанных с ним, – Объединенная компания "РУСАЛ", холдинги "Базовый элемент" и En+, а также владелец Группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг. Американские компании, заключившие контракты с представителями списка, должны завершить их к 5 июня этого года.

В частности, оператор контейнерных перевозок Mediterranean Shipping Company (MSC) рассматривает возможность отказа от заключения контрактов с россиянами, находящимися под санкциями, а также планирует пересмотреть нынешние деловые отношения.

"С учетом последних поправок, внесенных Управлением по контролю за иностранными активами США в санкционные меры, касающиеся вопроса Украина/Россия, MSC немедленно дала инструкции агентствам по всему миру не заключать каких-либо новых контрактов с участием лиц, названных США в соответствии с санкционной программой Украина/Россия. Кроме того, компания пересматривает также нынешние деловые отношения, чтобы проверить, не затронуты ли они этими последними поправками в соответствии с графиком, установленным правительством США", – приводит ТАСС сообщение штаб-квартиры MSC (Женева).

Впрочем, начальник экспортного отдела представительства MSC в России Дмитрий Миронов на вопрос, будет ли заморожено сотрудничество с РУСАЛом до 23 октября, внятно сформулировать ответ не смог. В Maersk Line не ответили на аналогичные вопросы редакции.

Пресс-секретарь РУСАЛа Зоя Мищенко от комментариев по теме воздержалась. В "Ренове" также оставили вопросы редакции без ответа.

Тем временем РУСАЛ приостановил сотрудничество в области экспорта продукции с российскими железнодорожными операторами – ПАО "ТрансКонтейнер" и АО "Первая Грузовая Компания".

Впрочем, в "ТрансКонтейнере" отмечают, что компания не прекращает деловые и договорные отношения с предприятиями Группы РУСАЛ и продолжает осуществлять перевозки продукции Группы РУСАЛ во внутреннем сообщении.

"Имевшее место в апреле 2018 года сокращение объемов экспортных перевозок произошло по инициативе клиента. Поддержание долгосрочных партнерских отношений с клиентами и предоставление им качественного сервиса является основным приоритетом для ПАО "ТрансКонтейнер", – отмечается в официальном сообщении оператора.

Ранее генеральный директор "ТрансКонтейнера" Петр Баскаков отмечал, что на контейнеры и платформы оператора приходится около 25% перевозок РУСАЛа, а большая часть транспортируется в крытых вагонах. По словам его заместителя Виктора Маркова, компании прорабатывают различные варианты дальнейшего взаимодействия.

В ПГК отказались как-либо комментировать предложенную тему. Следует отметить, что в структуре перевозок РУСАЛа экспорт до недавнего времени занимал более 60%.

В Транспортной группе "Совфрахт", а также в ПАО "Северо-Западное пароходство" не смогли ответить на вопрос, готовы ли компании взять на себя ответственность в обеспечении экспортных морских перевозок фигурантов санкционного списка в случае соответствующего предложения о сотрудничестве.

Стоит отметить, что спустя неделю после решений о приостановлении сотрудничества РУСАЛа с "ТрансКонтейнером" и ПГК глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что металлургический гигант продолжает отгрузку продукции на экспорт. На брифинге по завершении заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждался в том числе вопрос увеличения объемов закупки алюминия Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезерв) с учетом санкционной политики США.

"На сегодняшний день пока такой задачи не стоит с учетом того, что продукция РУСАЛа продолжает отгружаться на экспорт. Если будут возникать соответствующие запросы, мы будем рассматривать их оперативно", – отметил министр.

По мнению инвестиционного аналитика корпорации "УРАЛСИБ" Дениса Ворчика, компании, попавшие под санкции, будут вынуждены перестраивать логистику, так как многие контрагенты видят возросшие риски, связанные с обслуживанием грузопотоков таких компаний. Это может сказаться как на стоимости их услуг, так и на сотрудничестве в целом.

"Есть переходный период, в рамках которого американские компании должны прекратить все дела с фигурантами санкционного списка, и именно в течение этого срока будут пересматриваться логистические схемы и сами контракты. На практике это будет означать, скорее всего, что перевозки для компаний – объектов санкций станут менее эффективными и более дорогими. Что касается возможных потерь "ТрансКонтейнера", то в последние два года перевозка продукции РУСАЛа приносила оператору менее 3% от общего объема валовой выручки. С одной стороны, такая доля не критична, с другой – возможная потеря одного из ключевых клиентов не обрадует ни менеджмент, ни акционеров компании", – подчеркнул Денис Ворчик.

Еще один эксперт рынка посчитал, что РУСАЛу в сложившейся ситуации придется обзавестись собственными транспортными компаниями – как железнодорожным кэптивным оператором, так и пароходством.

"Последнее, конечно, весьма затратно, даже если приобретать подержанные сухогрузы. В то же время можно попробовать договориться с китайскими судоходными компаниями", – отметил собеседник "Гудка".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.05.2018