Логистическая отрасль, несмотря на свою стратегическую значимость, продолжает сталкиваться с проблемами цифровой зрелости. По результатам недавнего исследования компании Trigent, специализирующейся на технологических услугах, значительная часть логистических компаний все еще не достигла желаемого уровня технологического оснащения. Так, 16% участников опроса по-прежнему используют базовые инструменты, такие как электронные таблицы Excel и ручные телефонные звонки. Еще 61% работают с частично автоматизированными системами, где внедрены разрозненные цифровые решения, но отсутствует сквозная интеграция.
Поиск единства: технологии должны работать вместе
Пратап Бернард, вице-президент по стратегии Trigent, отмечает, что многие компании осознают необходимость изменений. Некоторые уже находятся на стадии подготовки к внедрению цифровых решений или разработки собственных систем. Одной из ключевых проблем он называет трудности интеграции существующих, зачастую несовместимых технологий в единую экосистему. Компании не столько боятся новых решений, сколько пытаются избежать еще большей сложности и сопротивления сотрудников, привыкших к текущим процессам.
Одним из главных направлений инвестиций в цифровизацию логистики становится интеграция через API (Application Programming Interface, набор правил, который обеспечивает взаимодействие между программами или сервисами в распределенных системах). Согласно исследованию Trigent, 37% респондентов назвали API и подключение к экосистемам ключевым приоритетом.
П. Бернард подчеркивает, что в условиях, когда мониторинг в реальном времени и мгновенное принятие решений становятся нормой, интеграция API уже не может считаться дополнительной опцией – она должна быть обязательной.
Растет интерес к разработке индивидуальных систем управления перевозками, особенно в формате самообслуживания, что позволяет компенсировать нехватку квалифицированного персонала. Прежде всего, этот дефицит касается не только IT-специалистов, но и линейных работников: комплектовщиков, водителей, грузчиков.
Логистические компании начинают отходить от классической модели 3PL (третьесторонняя логистика), переходя к более комплексному и интегрированному подходу 4PL.
Интеграция таких решений позволяет компаниям компенсировать снижение маржи в традиционных направлениях за счет создания новых источников дохода и повышения общей эффективности.
Искусственный интеллект: не "если", а "когда"
Внедрение искусственного интеллекта – это неизбежность для всех современных динамично развивающихся компаний. В том числе и для логистических. Компании все чаще рассматривают ИИ как средство решения специфических операционных задач. Однако П. Бернард подчеркивает: реальный эффект от ИИ будет достигнут лишь в случае, если компании не просто автоматизируют текущие процессы, а перепроектируют их с учетом новых возможностей.
Trigent предлагает трехступенчатый подход к цифровой трансформации логистики. Первый этап – это интеграция ИИ для улучшения прогнозирования и принятия решений; второй – модернизация устаревших систем, чтобы обеспечить совместимость с современными технологиями. И третий – полное переосмысление бизнес-процессов, чтобы цифровизация стала не внешней надстройкой, а внутренней трансформацией.
П. Бернард приводит в пример подход компании Deepseek (китайская компания, специализирующаяся на разработке искусственного интеллекта), которая начала с основ, а не с попыток модернизировать устаревшее. Он призывает логистические компании поступать так же – не ограничиваться частичной автоматизацией, а переосмысливать всю бизнес-модель.
Эксперты все чаще сходятся во мнении, что современная логистика больше не может позволить себе оставаться в тени цифровых преобразований. Несмотря на текущую отсталость многих компаний, рынок предлагает все инструменты для перехода от разрозненных решений к интегрированным, интеллектуальным системам. Вопрос лишь в том, насколько быстро бизнес будет готов выйти за пределы привычного и инвестировать в фундаментальные изменения.
Цифровые системы активно внедряют и на железной дороге. Как именно это делается, какой эффект приносит – эти и другие вопросы, связанные с развитием цифровых сервисов, будут обсуждаться на конференции "Цифровизация на транспорте", которая состоится 25 апреля в г. Москве в отеле "Золотое кольцо" (ул. Смоленская, д. 5). Организатор – редакция журнала "РЖД-Партнер". Участие возможно как очно, так и онлайн.
В рамках конференции состоятся две дискуссии. Первая посвящена внедрению цифровых технологий на железнодорожном транспорте и тем сервисам, которые сегодня предлагает и развивает перевозчик. Вторая – развитию клиентских сервисов операторов, а также цифровой интеграции при организации мультимодальных перевозок.
К проведению мероприятия приглашены ведущие отраслевые эксперты.
По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
10.04.2025 |