16-05-14 / 2014
Новости отрасли
Логистика идет на сторону

Согласно последнему исследованию The Boston Consulting Group (BCG), доля аутсорсинга логистических услуг в России оценивается только в 20%, в то время как среднемировое значение этого показателя составляет 40-50%. По сравнению с другими странами в России выше доля базовой услуги транспортировки и ниже доля сервисов 3PL и 4PL. Причины этого заключаются не только в дефиците качественных логистических предложений, но и в особенностях отечественной экономики и стандартов ведения бизнеса.

По мнению исследователей BCG, в России передаваемые на аутсорсинг услуги ограничиваются входящей и исходящей логистикой, в то время как во всем мире в таких сервисах увеличивается доля внутренней логистики и управления запасами. "При этом пока и в мире эта доля невысока (около 12-14%), однако это сегмент с хорошей динамикой и значительным потенциалом роста", - отмечают специалисты The Boston Consulting Group.

Российский рынок логистических услуг имеет выраженную специфику. Его существенной особенностью можно считать доминирование интегрированной модели транспортно-логистических компаний, классическим примером которой исследователи BCG считают ОАО "РЖД". Специфична и отечественная грузовая база, большую долю которой занимают сырьевые грузы. Не хватает пока и качественных предложений со стороны логистических компаний уровня 3PL и 4PL. Соответственно, невелико и число клиентов, готовых не только покупать подобные сервисы, но и делать следующий шаг, связанный с полной передачей своей логистики на сторону.

Директор по стратегическому развитию 3PL-провайдера LogLab Галина Гельфанд констатирует, что темпы роста рынка аутсорсинга транспортно-логистических услуг в России снижаются и в 2014 году составят всего 4%. "Мы ожидаем рост спроса на такие услуги, как управление товарными запасами, процедурами заказов и их выполнением, начиная с этапа разработки и планирования транспортных рукавов. Их доля составит 0,9% против 0,7% в 2013 году, тогда как потребность в перемещении различных грузов продолжит снижаться", - поясняет она.

Однако определенный прогресс на рынке сложных логистических продуктов в России есть, хотя пока он в большей степени сосредоточен в области теории. Подтверждением служит, например, тот факт, что еще три года назад термин "4PL-логистика" приходилось зачастую объяснять даже участникам рынка транспортных услуг, сейчас же он употребляется все чаще. "На российском рынке квалифицированный, то есть грамотный, спрос на 4PL-логистику в европейском понимании выражен слабо, - считает Г. Гельфанд. - В основном эта потребность есть у крупных отечественных компаний, уделяющих особое внимание вопросам управления и эффективности менеджмента, и в европейских фирмах, уже работающих в рамках этой концепции на домашних рынках".

В чем же дело? Почему распространенность логистического аутсорсинга и 4PL-сервисов в России крайне мала? Руководитель отдела по разработке коммерческих предложений FM Logistic Александр Терюшов считает, что столь сложные комплексные сервисы требуют глубокого взаимного доверия и возможности прозрачного обмена информацией между 4PL-провайдером и его клиентом, в том числе по вопросам, связанным с движением финансовых потоков, а подход руководства большинства российских компаний к вопросам прозрачности финансов пока весьма консервативен.

Можно предположить, что для формирования доверительных отношений и достижения открытости во взаимодействии контрагентам требуется время и практика. "Предприятие может передать всю свою логистику на аутсорсинг только в том случае, если уже убедилось в высокой квалификации логистической компании на опыте сотрудничества при предоставлении более простых услуг", - полагает директор по развитию бизнеса ОАО "РЖДЛ" Денис Мазурин. По его словам, в "РЖД Логистике" на комплексном обслуживании находятся несколько промышленных предприятий России, то есть компании удалось доказать своим клиентам: логистический аутсорсинг в большинстве случаев выгоднее содержания собственного транспортно-логистического подразделения. "Сторонний специалист в большей степени мотивирован на повышение эффективности в работе, чем собственные логистические подразделения компании, так как несет прямую ответственность за качество выполняемых работ", - поясняет Д. Мазурин.

Однако дело не только в неготовности российских предприятий отдавать свои рабочие процессы и информацию о них на сторону. Вопрос гораздо шире, и связан он с состоянием отечественной экономики в целом. Руководитель отдела мультимодальных перевозок "GEFCO Россия" Александр Романов считает, что перспективы развития отечественной логистики полностью зависят от нее. "До тех пор пока собственное производство продукции, которая могла бы идти на экспорт, находится в упадке (а экономика нашей страны базируется в основном на энергоресурсах), серьезного изменения в раскладе логистических сил не предвидится", - поясняет он.

Значительное влияние на соотношение логистических продуктов низкой и высокой степени сложности оказывает структура отечественного экспорта и импорта. Экспортные грузы образуют в основном сырьевые товары, для перевозки которых, как правило, привлекаются 2PL-операторы: собственники подвижного состава, локомотивной тяги и в некоторых случаях - подъездных путей. Контейнерные грузы, к обработке которых можно привлечь 3PL- и даже 4PL-операторов, образуют входящие импортные потоки, предназначенные для нужд отечественных и совместных предприятий, производственные циклы которых требуют высокого уровня логистического сервиса и контроля расходов. Уместно напомнить, что на сегодняшний день уровень контейнеризации в России катастрофически мал. "Он находится на уровне 2,5-3% от общего грузопотока, в то время как Европе этот показатель составляет порядка 60-70%", - уточнил А. Романов.

Однако несмотря на все сложности вхождения комплексной логистики в российский рынок перспективы у него есть. "Тренд на предложение не просто услуг по перевозкам, а комплексных логистических решений сохраняет актуальность", - считает директор по транспортной логистике Itella в России Андрей Шабардин. По его словам, способность разрабатывать и предлагать комплексные решения поможет игрокам сохранить свои позиции, потому что клиентам выгоднее использовать одного профессионального логистического оператора, способного осуществить комплексную услугу по доставке груза, нежели обращаться к ряду перевозчиков и других агентов.

По приблизительной оценке Г. Гельфанд, уровень квалифицированного спроса на сложные логистические услуги в настоящее время составляет 20% от общего объема логистического аутсорсинга. "Несмотря на это в следующие 5 лет вполне вероятно двукратное увеличение доли 4PL-логистики на российском рынке, - прогнозирует она. - Решение проблем планирования, управления заказами и оптимизации складского запаса требует все более высокой компетенции, сложного программного обеспечения и интеграции цепи поставок".

Несомненно, что будущее транспортной логистики в России ориентировано на предоставлении комплексных продуктов, реализуемых при тесных партнерских взаимоотношениях с клиентом. Однако для полноценной трансформации нынешнего рынка транспортно-экспедиторских услуг в рынок логистических сервисов, ориентированных на потребности грузоотправителей, необходимы совместные усилия как со стороны рядовых участников рынка - грузоотправителей, транспортных и логистических компаний, которые могут создавать и опробовать новые логистические продукты, так и со стороны органов государственной власти, которые должны обеспечивать необходимые условия для реализации этих новаций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.05.2014