19-11-18 / 2018
Новости отрасли
Логистика цифровой трансформации

Производители высокотехнологичной продукции предъявляют особые требования к доставке их грузов – скорость доставки играет определяющее значение. Логистические операторы разрабатывают для них новые продукты и технологии. Об использовании стартапов в деятельности компании, а также о перспективных направлениях бизнеса в Европе "Гудку" рассказал вице-президент по стратегии и финансам Группы GEFCO Павел Ильичев.

GEFCO использует дроны для инвентаризации складов в Испании, на очереди – доставка ими грузов. – Как GEFCO анализирует рынок и потребности клиентов?

– У GEFCO порядка 40 тыс. клиентов, поделенных на категории. С глобальными и ключевыми клиентами ведется индивидуальная работа. Мы также учитываем их запросы при планировании бюджета во всем, что касается ресурсов компании и необходимости развивать географию нашей деятельности. Иными словами, мы должны понимать, на какие задачи и под какие объемы мы работаем. Если говорить об анализе среды, мы используем концепцию Watch BI – аналитические инструменты, которые помогают собирать и анализировать информацию о том, что меняется в логистическом секторе рынка.

Логистика является неким опережающим экономическим индикатором. Как правило, показатели темпов роста логистического рынка можно приравнять к ВВП с соотвествующим коэффициентом. Когда мы видим, что грузооборот замедляется, можно с опережением на полгода-год предсказать замедление экономики. Таким образом, мы получаем и фактор, влияющий на рынок, и индикатор, который позволяет прогнозировать развитие логистического и транспортного рынка.

– Какие факторы оказывают негативное влияние на рынок грузовых перевозок?

– Прежде всего геополитика, которая для участников рынка является сейчас основным источником риска. Глобальные "торговые войны" – конфликт между Китаем и США, санкции, которые действуют как против нашей страны, так и против других стран, в первую очередь со стороны США и отчасти Евросоюза, – это те факторы, которые разрушают мировую торговлю и снижают скорость развития экономики. Экономический рост на данный момент нельзя назвать стабильным: если для США это 2,5–3%, в Европе это всего 1–1,5%. Если политический фактор продолжит оказывать отрицательное влияние на торговлю, это существенно отразится на грузообороте. Для нас как для глобальной компании мировая торговля и темпы роста мирового ВВП являются ключевыми показателями – они позволяют прогнозировать развитие нашего бизнеса и отдельных регионов его присутствия.

В сфере инноваций отрицательной стороной развития технологий, на мой взгляд, является проблема кибербезопасности. В течение 2018 года многие участники логистического рынка пострадали от кибератак, и можно говорить о том, что сейчас риски возросли. Инновации требуют обработки большого объема данных. Для того чтобы управлять этим массивом, необходимы ресурсы. Риском в данном случае является потеря контроля над объемом данных, которые использует компания.

– Как выглядит внутренний процесс поиска и внедрения инновационных технологий в GEFCO?

– В его основе лежит стратегия развития, в которой зафиксированы направления, которыми мы интересуемся в первую очередь. Их четыре: современные способы анализа данных; новые способы перевозки и перевалки грузов, включая дроны и роботизированные системы транспортировки; цифровые платформы и электронные торговые площадки, а также инновационные способы производства, включая, например, 3D-принтеры. Выделив эти направления, мы сформулировали три ключевые задачи для менеджмента компании. Основная из них – цифровизация компании, которая затрагивает все административные аспекты работы. Второе – это оптимизация активов и оптимизация потоков. Третье – современное производство и необходимость участия в новых производственных процессах.

На мой взгляд, для большинства компаний ключевым аспектом внедрения инноваций является культурный, а именно – необходимость построения инновационной среды. В этом направлении мы реализуем несколько проектов. Во-первых, GEFCO использует концепцию Watch BI, которая позволяет выявлять перспективные идеи и направления, на которых компании стоит концентрироваться. Второй проект – это фабрика инноваций – среда, которая позволяет проектам в пилотном режиме взаимодействовать непосредственно с бизнесом, с нашими бизнес-линиями и бизнес-лидерами. На пилотном этапе они являются спонсорами тех проектов, которые зарождаются внутри компании, или идей, которые приходят снаружи. И последнее – финансирование инноваций. Это может быть и приобретение компаний или технологий, и инвестиции в идеи, которые реализуются сотрудниками компании. Понимая, что в рамках традиционной культурной среды компании все это тяжело реализовать, мы приняли решение о партнерстве с международной сетью бизнес-акселератора Techstars. Это одна из самых крупных компаний-акселераторов, они имеют хаб в Париже. Мы заключили соглашение и стали партнерами этой сети.

– Каким образом происходит взаимодействие с Techstars?

– Techstars берет на себя сопровождение всех трех составляющих нашего инновационного процесса – поиск идей и направлений, выявление подходящих пилотных проектов и их сопровождение внутри компании с точки зрения взаимодействия с бизнесом. Мы проводим с компанией встречи, для того чтобы они лучше понимали наш бизнес и наши потребности. После этого Techstars формирует определенный набор идей, грубо говоря, ключевых слов, по которым из существующих в их среде стартапов и молодых предпринимателей они должны отбирать тех, кого затем представляют нам. Например, компания-акселератор знает о том, что для GEFCO важно понимать, что будет завтра с точки зрения тенденций поведения людей и населения в плане мобильности. Они могут предложить нам проект или приложение, которое реализует определенные прорывные идеи в сфере мобильности.

В начале октября мы провели в Париже первый GEFCO Partner Day, где приняли участие около 15 стартапов, которые отобрала Techstars для знакомства с компанией. Мы, с нашей стороны, презентуем свой бизнес и рассказываем, чем мы занимаемся и какие идеи нам интересны. Стартапы, в свою очередь, представляют свои идеи. Если происходит совпадение интересов, то есть возможность запустить пилот и посмотреть, работает это или не работает. Ключевой фактор принятия решения – это скорость реализации. Со стартапами и новой инновационной средой, как правило, приходится работать быстро. Мы стараемся ставить определенные сроки – месяц, два, три, чтобы понять, работает ли пилот или идея, либо это тупик, на который не стоит тратить время. Именно поэтому мы выбрали акселераторы, а не инкубаторы. Важно понимать разницу: инкубаторы работают, как правило, с людьми или компаниями, которые пришли только с идеей, но у них еще нет ни прототипа, ни пилотного проекта. Акселераторы работают с теми стартапами, у которых есть пилот и которые прошли один или два раунда финансирования. Таким образом, у нас есть возможность посмотреть на действующий прототип готового продукта и произвести прямое подключение к бизнесу, для того чтобы оценить на практике, работает идея или нет. Подобная схема сокращает наши риски.

– Какие инновационные проекты сейчас реализуются в компании GEFCO?

– Самый масштабный инновационный проект, который существенно изменил деятельность компании, это создание Центра совместного оказания услуг. Мы запустили проект в 2016 году и сейчас открыли уже три таких центра – в Лионе во Франции, в Софии в Болгарии и в Лиссабоне в Португалии. Лиссабон является мощной индустриальной платформой. В рамках проекта мы переводим всех своих клиентов и контрагентов в "цифру", и более 1 млн счетов в год обрабатывается автоматически, без участия человека – либо через оптическое распознавание документов, либо с использованием портала для передачи информации, куда мы стараемся привлечь всех наших подрядчиков и клиентов. Больше 85% распознавания документов происходит без участия человека, только в 15% случаев необходимо участие операторов.

Мы можем сравнивать эффективность деятельности стран, участвующих в проекте, есть целый набор KPI и, соответственно, есть возможность в режиме онлайн смотреть на эффективность обработки всех документов. На сегодняшний день в проекте участвуют 15 европейских стран. Переходя от административной функции к прочим, мы начали оказывать услуги по бухгалтерскому сопровождению и HR, а в этом году собираемся внедрять на эти платформы часть производственных и операционных функций. Наблюдается порядка 20% роста производительности труда и существенное улучшение качества транзакций. Для компании это означает как прямое сокращение затрат – сравните рабочее место в Португалии с рабочим местом в Германии или Франции, так и к синергетическому эффекту за счет роста качества услуг с масштаба цифровизации. Следующий этап развития проекта – это использование в подобных центрах технологии блокчейн. С одним из стартапов мы сейчас тестируем проект по сопровождению транзакций и административного процесса мультимодальной перевозки.

В сфере автомобильных перевозок мы начали использовать технологии анализа больших данных для оптимизации маршрутов, и следующим этапом станет оптимизация использования оборудования – ежедневно под управлением GEFCO в Европе курсируют порядка 15 тыс. грузовиков. Внедрение технологии искусственного интеллекта для повышения эффективности перевозок является для нас одной из ключевых задач.

Являясь одним из крупнейших операторов подвижного состава для перевозки готовых автомобилей, мы разрабатываем технологию предиктивного обслуживания и опережающего ремонта вагонов, чтобы повысить коэффициенты их использования.

На востоке Франции мы стали частью производства на одном из крупнейших заводов Peugeot. Мы осуществляем предварительную сборку приборных панелей, используя полностью цифровую платформу с участием современных промышленных роботов и специальных программных решений для стыковки с IT-системами Peugeot. Для нас это был важный эксперимент – мы хотели понять, как работает современное производство и как мы, будучи логистическим оператором, можем оказывать услуги подобного рода. Естественно, это еще и один из способов закрепить с клиентом наши долгосрочные отношения. Помимо заключения пяти- и семилетних контрактов, мы имеем возможность обеспечить более широкое участие в логистических процессах.

В Испании GEFCO реализует проект по использованию дронов для инвентаризации складов. Это позволяет в полуавтоматическом режиме осуществлять сканирование паллет и проверку наличия товара и оборудования в складских IT-системах. В результате обеспечиваются безопасность и экономия времени. Следующим этапом будет перевод данных операций в автономный режим.

Также мы сейчас общаемся с компанией Stanley Robotics, которая реализовала пилот по использованию роботов для передвижения и парковки автомобилей в двух французских аэропортах и на публичных парковках. Им удалось на 50% повысить количество автомобилей, которые могут уместиться на парковочном пространстве. Мы рассчитываем на то, что на наших площадках этот показатель составит порядка 20–25%. Реализация проекта намечена на следующий год.

GEFCO также планирует использовать большие промышленные дроны для доставки грузов с весом до 20 кг на расстояние порядка 250 км, но этот проект потребует большего времени для практической реализации.

– Какие уникальные сервисы компания предлагает отдельным клиентам?

– Мы развиваем продукт TCS – time critical solutions. Название подразумевает решения, являющиеся критическими с точки зрения поддержания безостановочного производства, каким является процесс сборки автомобилей. TCS применяется в тех случаях, когда клиенту нужны срочные перевозки и время имеет большее значение, чем стоимость. Например, в случае экстренной ситуации на нефтяной платформе в заливе клиенту может понадобиться срочная доставка оборудования – ноутбука или контроллера. Другой пример: самолет совершил посадку и не может взлететь по причине отсутствия деталей, и в этом случае доставка запасных частей может принципиально изменить ситуацию клиента.

Кроме того, мы взаимодействуем с различными международными организациями, которые работают в сложных регионах, как, например, "Врачи без границ". Такие клиенты, как правило, заинтересованы в наших услугах во многих странах мира. И в данном случае мы используем сеть GEFCO в 47 странах и как инструмент продвижения услуг, и как набор операционных платформ для оказания услуг в различных регионах мира. В комплексе это дает набор инструментов, знаний и людей, который позволяет нам отвечать на клиентские потребности и быть на шаг впереди рынка.

Уникальный сервис мы предоставляем компании Triumph – производителю легендарных мотоциклов. Мы запустили процесс сопровождения всех операций с помощью технологий GSM и GPS – на каждой платформе, где перевозится мотоцикл, внедряется чип, и это позволяет нам и клиенту сопровождать каждую единицу транспортировки в течение всего пути.

Подобную технологию мы планируем применять и для всей пластиковой тары, которая используется для перевозки запчастей для наших ключевых клиентов – компаний Jaguar Land Rover и Groupe PSA. Общее количество пластиковых ящиков, которыми управляет GEFCO, – более 6 млн. Мы постепенно внедряем такое же цифровое сопровождение с использованием чипов. Это позволяет обеспечить сохранность оборудования, потому что периодически происходит либо кража, либо потеря этих ящиков. Кроме того, мы предоставляем клиенту возможность отслеживать местонахождение груза и тары в режиме онлайн.

– В конце мая GEFCO заключила соглашение с банком ВТБ. Как строится ваше сотрудничество?

– ВТБ является для нас одним из опорных банков в России. Здесь они финансировали нас для приобретения подвижного состава, а также поддерживают нас в плане финансирования деятельности компании в Европе. С ВТБ мы общаемся по разным вопросам – это касается потребностей компании в текущем бизнесе и потенциальных идей по MA. Банк ВТБ, помимо механизмов традиционного финансирования, обладает мощным блоком по инвестиционному банкингу и отличным знанием транспортного рынка. Поэтому, когда в России у нас возникают те или иные идеи по приобретению компаний или по неорганическому расширению бизнеса, ВТБ для нас является ключевым партнером. В рамках того соглашения, о котором вы говорите, мы как раз и определили основные направления деятельности, где GEFCO заинтересована в поддержке банка, и со стороны банка – предложения, которые могут быть выгодны компании.

– Как развивается проект перевозок по маршруту Европа – Марокко?

– Мы закрыли сделку по покупке компании GLT. Она достаточно долгое время была в процессе реализации, потому что первые протоколы и первые соглашения о намерениях мы подписали еще в конце 2017 года. Порядка семи-восьми месяцев занял процесс due diligence и подготовки компании к передаче новому акционеру, и в итоге в августе мы закрыли сделку. Сейчас мы интегрируем эту компанию в наше подразделение в Испании, которое является вторым по размеру бизнесом после Франции. Новая компания войдет в нашу испанскую группу и будет являться мостом для транспортировки грузов между континентальной Европой и Марокко. Марокко является перспективным направлением, потому что это мощный хаб по производству товаров народного потребления, в первую очередь текстиля и тканей для европейского рынка. Например, компания Zara, крупная марка потребительских товаров, имеет большие объемы производства в Марокко. В Марокко уже работают и открываются новые мощности по производству автомобилей и их компонентов. Например, Peugeot открывает производство в Марокко в конце 2018 года, и в 2019 году они планируют выйти на проектные мощности. Для нас важно было приобрести компанию, имеющую устойчивые связи, репутацию и максимально эффективный сервис на данном направлении. С учетом того, что Groupe PSA является нашим эксклюзивным клиентом, а мы – их эксклюзивный поставщик логистических услуг, для нас это было вложением в логистическую инфраструктуру между Европой и Марокко. В 2019 году мы надеемся реализовать потенциал этого маршрута.

Справка "Гудка"

GEFCO (Les Groupages express de Franche-Comte) – одна из крупнейших европейских логистических компаний. Изначально создавалась как оператор 3PL-услуг (транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов) для Группы PSA (Peugeot Citroen Automobiles). Сейчас 75% акций GEFCO контролирует ОАО "РЖД", в распоряжении PSA – 25-процентный пакет ценных бумаг (российская железнодорожная госкомпания приобрела актив у PSA в 2012 году за 800 млн евро).

Выручка Группы GEFCO в 2017 году составила 4,4 млрд евро (+5,1% к 2016 году). Показатель EBITDA (объем прибыли до выплаты процентов, налогов, износа и амортизации) по итогам прошлого года вырос на 16% по сравнению с 2016 годом и составил 201 млн евро.

Группа GEFCO является одним из пионеров на рынке 4PL-логистики. 4PL-провайдер – это компания-подрядчик или совместное предприятие с грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более ее партнерами; имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента. Такая компания выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. Также 4PL-провайдер может управлять и 3PL-провайдерами, услугами которых пользуется его клиент. Многие 4PL-провайдеры предоставляют даже специализированное программное обеспечение в качестве единого интерфейса для работы с различными компаниями в цепи поставок клиента.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.11.2018