20-10-14 / 2014
Новости отрасли
Логистика для транзита

Усиление евразийской интеграции позволило России, Белоруссии и Казахстану создать единую логистическую компанию. Зарегистрировать ОАО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК) планируется до конца октября. Ее контролирующим акционером первые несколько лет будет РЖД, которая два года назад и выступила инициатором проекта, а совладельцами станут компании «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) и государственное объединение «Белорусская железная дорога» (БЖД).

Цель железнодорожников трех стран — организация конкурентного сервиса по транзитной доставке грузов из Азии в Европу контейнерными поездами. Сейчас ежегодно растущий грузопоток стоимостью около 1,9 трлн долларов чаще отправляется морским транспортом — это гораздо дешевле, но занимает больше времени по сравнению с железнодорожной перевозкой.

Попытки отдельных стран переманить транзит китайских грузов с моря на сушу больших успехов не принесли. По оценке Boston Consulting Group, из всего объема грузов, перевозимых между Китаем и ЕС, транзитный грузопоток по территории России, Белоруссии и Казахстана в 2012 году составил меньше 0,5%.

С появлением ОТЛК связаны большие надежды на реализацию транзитного потенциала. Способствовать этому будут упрощенные таможенные процедуры и единые технологии работы, общая ценовая политика и использование контейнерного парка, а также железнодорожной и терминальной инфраструктуры.

Процесс создания компании пройдет в два этапа. Сначала в уставной капитал ОТЛК будет внесен имущественный вклад РЖД в виде ОАО «Трансконтейнер» (50% плюс две акции) и «РЖД Логистика» (100% минус одна акция). В то же время вклад совладельцев будет денежным и составит по 1 млн долларов с каждого, обеспечив им по 0,2% участия в капитале совместной компании.

На втором этапе, через два года, КТЖ и БЖД увеличат свои доли за счет внесения активов. Ими должны стать акции контейнерного оператора «Казтранссервис» и терминалы на станциях Достык и Алтынколь в Казахстане, а также белорусский оператор «Белинтертранс» и терминал в Бресте.

Оператору будут доступны также терминалы Хоргос (Казахстан) и Забайкальск (Россия) и несколько «сухих» портов трех стран.

В перспективе семи лет у партнеров будет возможность наращивать свою долю до предусмотренного паритетного владения (по 33% у каждой стороны).

Парк ОТЛК составят около 30 тыс. фитинговых платформ и свыше 55 тыс. контейнеров. Но и парк, и терминальная инфраструктура потребуют значительных инвестиций: до 2020 года необходимо вложить около 6,2 млрд долларов. К этому году объем перевозок, по прогнозу РЖД, составит свыше 4 млн TEU.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт20.10.2014