29-12-14 / 2014
Новости отрасли
Логистика-2014: сжатие, экономия, новые компетенции

Изменения в экономической и политической ситуации, происходившие в РФ в течение 2014 года, сказались на состоянии отечественного рынка транспортно-логистических услуг. Несмотря на традиционное оживление грузопотоков в декабре, годовые результаты деятельности перевозчиков и логистических операторов с учетом сокращения грузовой базы, девальвации рубля и роста инфляции вряд ли будут оптимистичными.

Участники рынка транспортно-логистических услуг и отраслевые эксперты выделяют ряд ключевых тенденций, сформировавшихся в сфере отечественной логистики в уходящем году. Первая и, пожалуй, основная заключается в снижении объемов импорта из Европы, связанном с запретом на ввоз в РФ ряда импортных продуктов питания, а также ослаблением рубля, которое шло в течение года и сопровождалось резким падением курса национальной валюты в середине декабря. Безусловно, указанные факторы повлияли на состояние товарных рынков - как сырьевых, так и тех, где обращаются товары высокой степени передела, в том числе потребительские. В частности, изменились приоритеты крупных и средних игроков в сфере ритейла: от стремления к росту и развитию они перешли к удержанию своих позиций на рынке. Эксперты компании JLL отмечают, что в уходящем году многие ритейлеры пересмотрели свои планы развития. Например, в 2014-2015 гг. компания Adidas решила уменьшить количество планируемых к открытию магазинов в 2 раза. Из-за значительных убытков в связи с колебаниями обменного курса финская сеть универмагов и магазинов модной одежды Stockmann Group решила закрыть оставшиеся магазины под маркой Seppala в Москве, "Маратекс" закрывает бренды River Island, OVS, Esprit, а бренд New Look решил уйти с российского рынка. "Эти компании заявили о своих планах реструктуризации бизнеса еще в начале 2014 года, когда обесценивание валюты не было столь существенным", - отмечают в JLL. В соответствии с расчетами экспертов только за счет обесценивания рубля розничные торговцы потеряли 14,3% в среднем в евро и 13,7% в среднем в долларах США за каждый сезон (весну, лето, осень), а совокупный убыток ритейла в 2014-м может составить около 41% в евро и 43% в долларах. Между тем ритейл и обслуживание интернет-магазинов в настоящее время - основные драйверы логистического рынка, поэтому развитие логистической отрасли зависит в том числе и от динамики показателей розничной торговли. Кроме того, ритейл является грузообразующей базой для деятельности многих отечественных и иностранных логистических компаний, функционирующих на территории РФ.

Второй тенденцией можно считать переориентацию транспортно-логистических схем на Дальний Восток и юг страны. По данным Минтранса, автомобильные грузоперевозки крупными и средними компаниями в январе - сентябре 2014 года сократились в пяти федеральных округах из восьми, при этом они выросли в Центральном федеральном округе (+3,9% к трем кварталам 2013 г.), Сибирском (+0,5%) и Дальневосточном (+15%). Данные изменения продиктованы как изменившейся внешнеполитической ситуацией, так и стремлением ритейлеров осваивать эти территории. Что касается железнодорожного транспорта, то объемы отправки грузов по сети в направлении портов Дальнего Востока также выросли к концу 2014 года (на 12% по сравнению с предыдущим годом).

Еще один логистический тренд 2014-го заключается в активизации работы по сокращению расходов как внутри логистических компаний, так и для предприятий-грузоотправителей. "Во второй половине года рынок логистических услуг сфокусировался на экономии, при этом заказчики готовы жертвовать качеством сервиса, включая время доставки и качество подвижного состава, уже сейчас", - считает директор по транспортной логистике Itella в России Андрей Шабардин. Грузовладельцы хотят понижения тарифов, логистические операторы идут навстречу клиентам, пытаясь сохранить качество и выдержать ценовое давление. Дефицит денежных средств сказывается и на самих клиентах: в уходящем году они начали испытывать проблемы при оплате логистических услуг, особенно в сегменте автомобильных перевозок, где постоплата и отсрочка платежей являются обычной практикой.

В сфере складской логистики в течение 2014 года наблюдалось усиление тенденции к заключению прямых договоров аренды между грузовладельцами и собственниками складских площадей. "Многие крупные компании-грузовладельцы перешли на прямые долгосрочные контракты аренды складов сроком на 5 лет и более", - констатирует директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. Причина ухода от логистического оператора заключается не только в желании сэкономить (арендатору долгосрочный договор обходится дешевле, чем договор услуг с провайдером, срок которого составляет от 3 до 5 лет), но и в смене ориентиров ритейлеров, стремящихся стабилизироваться в условиях волатильного рынка. "Компании считают разумным заключение прямого договора аренды склада, - полагает А. Павлов. - Однако это негативно отражается на эффективности складских операций". Эксперт отмечает, что экономический кризис уже привел к демпингу со стороны небольших складских компаний, имеющих значительный процент незаполненных площадей. "Демпинг реализуется либо путем снижения арендной ставки, либо через формирование предложения в рублевом эквиваленте, несмотря на арендную ставку, зафиксированную в иностранной валюте, - детализирует А. Павлов. - Безусловно, такая ситуация отрицательно сказывается на качестве сервиса". Примечательно, что стремление экономить и развивать собственную инфраструктуру взамен обращения к логистическому оператору проявилось и в сфере транспортной логистики: так, в сегменте ритейла ярким примером подобной бизнес-стратегии стала деятельность компании "Магнит".

Однако нет худа без добра, и некоторые логистические операторы смогли извлечь пользу даже из сложной экономической ситуации. Например, в течение 2014 года промышленные предприятия в РФ начали более активно передавать собственные транспортные функции на аутсорсинг, в частности, так поступила Трубная металлургическая компания. "Для многих производственных предприятий, особенно сырьевых, логистика является неключевым активом, который постепенно передается 3PL- и 4PL-операторам", - отмечает партнер и управляющий директор BCG Андрей Тимофеев. Кроме того, в течение года сервисные предложения логистических компаний диверсифицировались. "В условиях экономического кризиса интеграция с клиентом, расширение спектра услуг становятся важными аспектами деятельности, поскольку удерживать клиентов и зарабатывать на базовых операциях становится все труднее", - пояснил он. - С этим связан и наблюдаемый рост конкуренции среди компаний, предоставляющих базовые услуги, что увеличивает требования к качеству сервиса".

Немаловажная тенденция рынка логистики проявилась и в том, что железнодорожные операторские и логистические компании продолжали развивать сервисы по доставке грузов "от двери до двери" с участием нескольких видов транспорта, причем в отношении не только сырьевых грузов, но и потребительских товаров повседневного спроса: в данном сегменте, к примеру, весьма преуспело ОАО "РЖД Логистика". "В течение всего года мы доставляли широкий перечень товаров FMCG по маршруту Москва - Хабаровск для самой крупной сети гипермаркетов на Дальнем Востоке, оттачивая технологии перевозок на отдельных участках цепочки поставок", - сообщил директор по развитию перевозок мелких партий грузов ОАО "РЖД Логистика" Виктор Борцов.

Данные услуги реализованы в рамках сервиса "РЖД Экспресс", включающего доставку товара на первой и последней милях, его консолидацию, упаковку, хранение, страхование. Обслуживание осуществляется по принципу одного окна с комбинированием разных видов транспорта - железнодорожного, автомобильного, водного и авиационного. "Ключевая ценность этого сервиса - оптимизация логистических затрат клиента", - подчеркивает В. Борцов. - Немаловажно, что при этом доход от перевозок различными видами транспорта консолидируется в ОАО "РЖД".

Таким образом, можно констатировать, что нынешний экономический кризис, так же как и более ранние сложные в экономическом отношении периоды, не только осложняет деятельность участников рынка логистических услуг, но и предоставляет ряд возможностей, которые могут быть реализованы при условии освоения новых компетенций и применения нестандартных бизнес-решений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру29.12.2014