19-11-14 / 2014
Новости отрасли
Логистический аутсорсинг свободен от конкуренции

Комитет по логистике Торгово-промышленной палаты принял резолюцию, в соответствии с которой работу по координации и развитию цепочек поставок на российском экономическом пространстве решено продолжить, а в качестве примера предложено использовать опыт дочерней компании ОАО «РЖД» – ОАО «РЖД Логистика».

По словам генерального директора РЖДЛ Павла Соколова, прогноз динамики рынка транспортно-логистических услуг на 2014–2017 годы показывает, что, несмотря на снижение физических объемов перевозок, в денежном выражении рост рынка сохранится на уровне 3–5% в год (с 2,7 трлн руб.– в 2014 году до 3,1 трлн руб.– в 2017 году).

«Последние события на валютном рынке позволяют сделать вывод, что в пересчете на долларовый эквивалент рынок в 2014 году существенно «схлопнется» – уменьшение составит не менее 20%, – подчеркнул Павел Соколов. – В ситуации негативных явлений в экономике для любого потребителя логистических услуг, и в первую очередь для промышленных предприятий, основной задачей становится сокращение расходов на собственную логистику. Однако чаще всего они рассматривают возможности экономии исключительно на транспортной составляющей, не анализируя собственные расходы на внутреннюю логистику предприятий, сопутствующие транспортировке издержки, транзакционные издержки. Именно поэтому сейчас наступает время логистических операторов – компаний, которые могут предложить клиентам комплексный транспортно-логистический сервис, включающий не только организацию цепочек поставок, но и разносторонний анализ логистической системы клиента с ее последующей оптимизацией. Можно привести яркие примеры из мировой бизнес-практики, когда в кризисное время большие иностранные корпорации (Nortel, IBM, Sandvik, BP, GM) передавали на полный аутсорсинг свою логистику специализированным логистическим компаниям, имеющим репутацию на рынке (KN, Geodis, DYL, Panalpina, Gefco)».

В то же время, по его словам, реальность российского транспортно-логистического рынка, и особенно его сегментов, связанных с железнодорожными перевозками, имеет ряд существенных отличий от зарубежного опыта. Анализ рынка, потребностей клиентов и возможностей игроков позволил выявить ряд факторов, негативно влияющих на их эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Среди них: монопольное положение железнодорожного перевозчика, административные барьеры, закрытость технологий как самой железной дороги для грузоотправителей, так и технологий грузоотправителей для других участников рынка, острая нехватка квалифицированных кадров в логистических компаниях и использование посреднических схем работы с грузоотправителями.

«Мы определили для себя основные направления, в которых компания уже имеет навыки работы и будет продолжать развивать их. Это комплексное транспортно-логистическое обслуживание производственных холдингов (ЕВРАЗ, «Сибирский Антрацит», «СДС-Уголь», «Сибуглемет», СУЭК), логистический аутсорсинг промышленных предприятий, оптимизация логистики своей материнской компании – ОАО «РЖД», сервис «РЖД Экспресс» по перевозке мелких и сборных партий грузов, а также интермодальные транзитные перевозки на маршрутах Китай – Европа – Китай», – отметил Павел Соколов.

Под комплексным транспортно-логистическим обслуживанием РЖДЛ определила сегмент рынка, относящийся к услугам по организации оптимальных цепочек поставок продукции холдингов-экспортеров до границ РФ (до морских портов и сухопутных погранпереходов), а также по оптимизации внутренней логистики их предприятий. Емкость данного рынка оценивается как добавленная стоимость, создаваемая при предоставлении такого рода сервиса, и составляет в 2014 году 19,5 млрд руб. с прогнозом динамики роста в 6,5% в год. Гендиректор РЖДЛ назвал этот сегмент очень перспективным для увеличения доли компании.

«Логистический аутсорсинг промышленных предприятий подразумевает транспортно-логистические услуги и комплексные сервисы, для организации которых необходима и используется информация, касающаяся технологических, производственных, внутренних процессов клиента, связанных с его логистикой (например: план производства, графики поставок, система управления складом, взаимодействие c IT системой клиента). Емкость этого сегмента мы оцениваем в 14 млрд руб. в 2014 году с потенциалом роста в 12% ежегодно. Данный сегмент является в настоящее время достаточно свободным от конкуренции в первую очередь в связи с тем, что до сих пор российские предприятия чрезвычайно неохотно допускают к своим внутренним логистическим процессам сторонних специалистов даже при финансовых гарантиях со стороны последних. И уж тем более сложно идут на передачу логистики на полный аутсорсинг. Тем не менее наша компания уже предоставляет подобные услуги ряду предприятий, таких как «Гардиан стекло Ростов», «Сортовой завод Северсталь – Балаково», «Форд соллерс» в Алабуге, «Новоорский цементный завод», завод «Посуда» турецкого холдинга Шишеджам, и других компаний», – сообщил топ-менеджер РЖДЛ.

В свою очередь, директор по логистике ТК «ЕвразХолдинг» Павел Лебедев подтвердил, что комплексные услуги, предоставляемые РЖДЛ, позволили значительно сократить доставку грузов.

В итоге комитет по логистике ТПП рекомендовал рассмотреть возможность более широкого применения ключевых компетенций на рынке транспортно-логистических услуг, в том числе предлагаемых компанией ОАО «РЖД Логистика», в интересах развития логистики в российских регионах и на евро-азиатском экономическом пространстве. Также решено продолжить распространение перспективных технологий и лучших практик компаний при реализации различных логистических проектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.11.2014