27-01-23 / 2023
Новости отрасли
Лизинговый ход назад

Весной 2022-го эксперты прогнозировали спад лизинга железнодорожного подвижного состава на фоне санкций. В прошлом году снизились объемы перевозок по сети РЖД, что привело к сокращению спроса и на лизинг вагонов. В новом году ожидается незначительный, но все-таки рост.

Умеренность не пугает В 2022 году рынок лизинга железно дорожного подвижного состава проходил трансформацию на фоне переориентации экспорта на другие направления, развития новых логистических связей, прокладывания дополнительных маршрутов и каналов экспорта, а также повышения весной ЦБ РФ ключевой ставки. В этих условиях потребность в вагонах и, соответственно, спрос на их аренду и лизинг снизились. С марта по май новых сделок железнодорожного лизинга в некоторых банках практически не было. Но по мере возвращения ставки к нормальным значениям рынок стал оживать – и у банков и финансовых организаций появились в основном сделки по рефинансированию портфелей с бывшим в эксплуатации парком.

Итоговых данных по рынку пока нет. Но по результатам 2022 года в целом эксперты не ожидали роста объемов нового бизнеса и лизингового портфеля.

Подтверждают это и данные ОАО "РЖД" о снижении погрузки за прошлый год – на 3,8%, до 1 млрд 234,3 млн т.

"В дополнение к геополитике возросшие кредитные риски из-за спада деловой активности подстегивают аккуратнее относиться к выбору лизингополучателей и увеличивать размеры аванса и ставки аренды", – добавляет замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. По данным агентства "Эксперт РА", рынок лизинга железнодорожной техники по итогам 9 месяцев 2022-го составил 153 млрд руб., снизившись на 11%. Эксперты агентства на конец прошлого года прогнозировали умеренное падение рынка лизинга в пределах 10%. О падении на 12% говорит управляющий директор по лизингу подвижного состава "ВТБ Лизинг" Оксана Ивановская.

На фоне снижения погрузки в 2022 году и падения спроса на лизинг, по данным ИПЕМ, отмечается рост вагонного парка, который не задействован в перевозках. При этом генеральный директор "Регион Лизинг" Рустем Мухамедов обращает внимание на существенный дефицит именно новых вагонов, связанный в этом году не с невозможностью производителей быстро насытить растущий спрос, а с макроэкономической и геополитической ситуацией. "Множество вагонов не было поставлено на рельсы в срок из-за отсутствия комплектующих и запасных частей. И для того чтобы заменить их аналогами, потребуется время. Часть производителей вагонов переориентировались на выпуск иной продукции, снизив объемы выпуска вагонов, что также сказалось на росте дефицита", – добавляет Р. Мухамедов. Хопперы – в списке перспективных Если говорить о видах подвижного состава, которые были наиболее востребованы в 2022 году, то здесь у каждой финансовой организации своя специфика работы.

Эксперты, в частности, напоминают, что в прошлом году из-за внешних ограничений сформировался дефицит комплектующих, а именно – кассетных подшипников. Это, как известно, привело к падению производства инновационных вагонов. Однако больше всего вырос спрос на нефтеналивные вагоны-цистерны из-за переориентации экспортных потоков и эмбарго на морские перевозки, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. В "Регион Лизинг" увидели повышенный спрос на зерновозы и цистерны в этом году. Также востребованными были традиционные полувагоны и платформы. А в "ВТБ Лизинг" из 18 тыс. грузовых вагонов, которые передали клиентам за 2022 год, 56% пришлось на хопперы, 31% – на полувагоны.

Платформы и цистерны были наименее популярны среди перевозчиков.

"Судя по объему производства, наиболее востребованы полувагоны (это 45% от общего объема производства) и платформы (32%). Востребованность платформ подтверждена и наличием дефицита данного вида вагонов на сети.

Хорошая заинтересованность у рынка и в вагонаххопперах. Это, пожалуй, один из перспективных парков и в 2023 году, так как связан с продовольствием, жизненно важным продуктом для населения", – считает директор управления по работе с крупнейшими клиентами (ж/д, недвижимость) АО "Сбербанк Лизинг" Маргарита Кривчикова.

Отметим, что, по данным РЖД, погрузка зерна в 2022 году снизилась на 4,8%, нефти и нефтепродуктов – на 0,7%, химических и минеральных удобрений – на 6,9%.

"Одни из самых востребованных лизинговых продуктов в этом и следующем годах – это лизинг б/у вагонов и возвратный лизинг подвижного состава.

Первый продукт позволяет приобретать вагоны в условиях дефицита.

Возвратный лизинг позволяет компаниям получить оборотные средства, а также оптимально структурировать лизинговую сделку в условиях санкционных ограничений", – говорит Р. Мухамедов.

Что будет востребовано в 2023 году, будет зависит от темпов адаптации российской экономики к новым реалиям. "Стабильность рынков сбыта для экспорта и улучшение проходимости железных дорог в возросших по значимости восточных направлениях будут ключевыми драйверами роста лизинга железнодорожных составов", – отмечает С. Асатуров.

Согласно прогнозу ОАО "РЖД", в 2023-м ожидается снижение грузовых железнодорожных перевозок на 1,2%. В результате объем нового бизнеса лизинга железнодорожной техники в следующем году может вырасти всего на 13%, по прогнозам Freedom Finance Global. Такие прогнозы обусловлены планами холдинга по развитию сегмента подвижного состава и поддержке предприятий транспортного машиностроения. Напомним, что в планах монополии в 2023 году закупить 661 локомотив. РЖД корректируют программу обновления локомотивного парка в связи с отказом от техники, в которой применялось много импортных комплектующих. И поставки тягового подвижного состава могут на треть превысить объем этого года.

Провалов не ждут Какие лизинговые продукты будут востребованы в ближайшей перспективе на рынке подвижного состава и как будет развиваться сегмент подвижного состава в ближайшем будущем? Это довольно неоднозначные вопросы из-за наличия многих неизвестных в данной цепочке.

С какими сложностями может столкнуться рынок в следующем году? Какие секторы будут затронуты сильнее всего? Как быстро адаптируются и переориентируются грузо владельцы? Будет ли решена хотя бы часть задач инфраструктуры? Будет ли скидка на тариф в западном направлении? Указанные факторы будут влиять на доходность подвижного состава, скорость сети, потребность в новом парке, говорят участники рынка.

По прогнозам ИПЕМ, в 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3-4,8%. Это приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов. Эксперты Freedom Finance Global, указывая на дефицит инновационных вагонов, прогнозируют дальнейший спрос на них на рынке подвижного состава.

На данный момент производственные мощности вагоностроителей расписаны практически до середины 2024-го, отмечает Р. Мухамедов. Поэтому в следующем году дефицит полностью не исчезнет. "Развитие железнодорожной сети в сторону восточных соседей РФ только увеличит потребность в вагонах различного типа", – говорит генеральный директор "Регион Лизинг".

"Если ситуация останется такой, как сейчас, то каких-то существенных провалов не ожидается, а, например, в новом бизнесе цистерн ожидается рост доходности из-за повышенного спроса, будет закрываться отложенный спрос из-за проблем с подшипником в 2022 году на инновационные полувагоны, также сохранится интерес к крытым вагонам", – рассуждает О. Ивановская.

По прогнозам "ВТБ Лизинг", ожидается востребованность полного спектра предлагаемых лизинговых инструментов. При возвратном лизинге как на б/у, так и на новые вагоны сделки быстрее одобряются, так как у участников сделки сокращаются временные затраты на экспертизу. Прямой лизинг применяется в основном для новых вагонов.

"Среди наших клиентов пользуется спросом операционная аренда с опционом на выкуп, также в рамках этого направления мы планируем развивать возвратную аренду. На текущий момент он составляет порядка 15 тыс. вагонов, обсуждаем рост на 10-15% в год. В большей степени нас интересуют полувагоны, нефтебензиновые цистерны, фитинговые платформы, крытые вагоны и хопперы-зерновозы", – говорит О. Ивановская.

Влиять на динамику железнодорожного лизинга в следующем году могут государственные инициативы и проекты, включая те, что могут финансироваться из Фонда национального благосостояния. Если восстановление экономики затянется, то возможность участия в таких системно значимых проектах, по мнению экспертов АКРА, будет существенным конкурентным преимуществом. "Перспективы развития сегмента на будущие годы являются слабыми вследствие того, что многие лизингополучатели испытывают сложности с перестроением логистических цепочек и бизнеса в целом из-за введенных санкционных ограничений. Будущее развития инновационных вагонов, обладающих повышенным спросом, также находится под вопросом в связи с высокой зависимостью от кассетных подшипников, которые поставлялись компаниями, отказавшимися работать с Россией", – комментирует младший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Зоя Советкина. Добавим, что на рынке пока нет единого мнения об альянсе лизинговых компаний с производителями и ведущими игроками железнодорожной отрасли.

Так, эксперты указывают на отсутствие такой необходимости из-за того, что РЖД являются монополистом в своем сегменте рынка и способны напрямую заключать контракты с производителями железнодорожной техники. А руководители компаний, предоставляющих в лизинг технику, наоборот, говорят о том, что данный альянс позволит решать возникающие сложности быстрее и эффективнее. Речь идет о том, что лизинговые инструменты дают возможность выстроить оптимальное финансирование сделок. И в конечном счете это будет способствовать насыщению рынка новыми вагонами.

Перспективы развития сегмента на будущие годы являются слабыми вследствие того, что многие лизингополучатели испытывают сложности с перестроением логистических цепочек и бизнеса в целом из-за введенных санкционных ограничений В "ВТБ Лизинг" из 18 тыс. грузовых вагонов, которые передали клиентам за 2022 г., 56% пришлось на хопперы, 31% – на полувагоны. Платформы и цистерны были наименее популярны среди перевозчиков

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2023