17-09-23 / 2023
Новости отрасли
Лизинг вагонов: под давлением обстоятельств

В текущем году на рынок железнодорожного транспорта продолжили оказывать влияние факторы, возникшие в 2022 году. Однако высокий уровень государственных расходов на различные проекты поддержал спрос на предметы лизинга в ряде отраслей.

В частности, речь идет об инфраструктурных и строительных проектах, восстановлении розничных сегментов и развитии сельского хозяйства. Что происходит в транспортном сегменте, нам рассказала управляющий директор по лизингу подвижного состава "ВТБ Лизинг" Оксана Ивановская. – Оксана Валерьевна, как Вы оцениваете рынок лизинга в 2023 году в целом? – Наблюдается высокая потребность в строительной, грузовой и железнодорожной технике со стороны логистических и строительных компаний. Так, в "ВТБ Лизинг" объем лизингового финансирования автотранспорта за I полугодие 2023 года составил более 83 млрд руб., что в 2 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года. Наиболее интенсивный рост нового бизнеса на 30 июня 2023-го относительно показателей июня прошлого года был зафиксирован в сегментах спецтехники (+132,8%) и грузового транспорта (+123,5%). – Каково состояние железнодорожного сегмента лизингового рынка? – Изменения в географии перевозок и связанные с этим инфраструктурные ограничения привели к существенному замедлению оборота вагонов. При этом в I полугодии 2023 года мы увидели положительную динамику в погрузке на сети. Согласно данным Института проблем естественных монополий, основными драйверами роста стали перевозки зерна, промышленного сырья, удобрений, черных металлов и каменного угля. Это повлияло на увеличение спроса со стороны операторов на лизинг новых крытых вагонов, вагонов-хопперов, полувагонов, 80-футовых платформ в I полугодии 2023-го. Также дозавершались сделки, связанные с отложенным спросом на инновационные полувагоны, который возник на фоне проблем с производством и ремонтом кассетных подшипников в 2022 году. Увеличение ключевой ставки на 3,5 п. п. в нынешнем августе и стоимость вагонов от 5,5 млн руб. привели к существенному увеличению затрат на владение парком и, как следствие, к увеличению срока окупаемости вагонов. Например, при приобретении в лизинг полувагона за 6,3 млн руб. на срок 10 лет с авансом 10% и остатком долга через 10 лет почти 50% лизинговый платеж будет на уровне 2700-2850 руб. за вагон в сутки, плюс 100 руб. на АХР – и мы приближаемся к предельной ставке аренды для инновационного вагона. Данная ставка не позволяет закладывать возможные средства для ремонта вагонов и не имеет запаса при гипотетическом росте ключевой ставки. Поэтому вагоны по такой цене и при такой ключевой ставке могли бы покупать только компании, которым необходимо замещать стареющий парк. Похожая ситуация сложилась и в других видах подвижного состава: цистернах, крытых вагонах, 80-футовых платформах.

Но есть и те компании, которые верят в инфляционную составляющую, прогнозную утилизацию парка, сохранение инфраструктурных ограничений и, как следствие, в неувеличение скорости на сети, поэтому они продолжают вкладывать деньги в подвижной состав по высокой цене и при высокой ключевой ставке. Этот факт подтверждает то, что I полугодие 2024 года у многих заводов законтрактовано. Помимо этого, поддерживает и курс доллара.

Вагон за 6 млн руб. при курсе 100 руб. за $1 – это $60 тыс. за вагон, что является приемлемой ценой для компаний из Казахстана и Узбекистана. Их спрос также поддерживает высокую цену на подвижной состав. – Какие новые продукты могут быть предложены клиентам в 2023 году для приобретения железнодорожных вагонов? – Если говорить о финансовом лизинге, то в условиях высоких цен на вагоны и высокого уровня ключевой ставки лизинговые компании могут предложить увеличенный срок лизинга, максимизацию баллона – остатка долга по окончании срока лизинга, для того чтобы снизить нагрузку на ежемесячные платежи. Текущее время хорошо для тех компаний, у кого долг на вагон уже существенно снизился. С одной стороны, фактор роста ключевой ставки нивелируется низким долгом, что дает им определенную уверенность при стресс-сценарии. С другой стороны, данные компании могут за счет переоценки и рефинансирования своего же портфеля получить дополнительные оборотные средства для развития бизнеса или на авансовые платежи по новому договору лизинга, если все-таки стоит задача увеличивать парк. "ВТБ Лизинг" традиционно силен в рефинансировании б/у подвижного состава, при этом возможен как финансовый лизинг, так и операционная аренда, аренда с выкупом и иные механизмы, позволяющие снизить долг по сделке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер18.09.2023