19-11-23 / 2023
Новости отрасли
Лизинг теряет колею

Как рост ключевой ставки сказывается на лизинге железнодорожных вагонов

Глава ГТЛК предупредил о последствиях дальнейшего роста ключевой ставки

Гендиректор ГТЛК Eвгений Дитрих допустил, что дальнейший рост ключевой ставки может привести к "схлопыванию" железнодорожного сегмента лизинга. Во избежание этого и операторам, и компаниям следует реструктурировать платежи.

Eвгений Дитрих, глава Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), считает, что, если ключевая ставка продолжит расти, железнодорожные операторы приостановят обновление парка вагонов. Доходная часть оперирования "не успевает за ключевой ставкой", сообщил он РБК. "Мы считаем, что ключевая ставка в размере 15% - это, по сути, пограничная максимальная ставка ЦБ, еще одно повышение ставки станет заградительным барьером и может привести к схлопыванию железнодорожного сегмента лизинга, операторы возьмут тайм-аут на обновление парка", - сказал топ-менеджер.

Много ли вагонов в лизинге

В Информационном центре операторов (ИЦО) отмечают "сжатие" доли вагонов в лизинге последние три года: в 2021 году такие вагоны составляли 40% в структуре парка российских операторов, в прошлом году - порядка 32%, сейчас - 28%. "Доля лизинговых вагонов в парке колеблется от 10 до 40%, но у каждой средней и крупной компании обязательно есть лизинговый портфель", - подтверждает Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура".

В августе этого года замглавы РЖД Михаил Глазков отметил исторический рекорд по количеству грузовых вагонов на сети - парк превысил 1,3 млн единиц, за последние пять лет он увеличился на 188 тыс. Так, на тот момент переизбыток рабочего парка оценивался в 190,3 тыс. вагонов.

По данным РЖД, парк грузовых вагонов находится в управлении более 1,8 тыс. операторов, на сеть поступает в три раза больше новых единиц оборудования, чем выбывает по сроку службы. Eжегодно на путях общего пользования более трех суток простаивает 47 тыс. вагонов.

Однако сейчас на операторах не лежит задача организовать массовое списание вагонов, которое было бы невозможно перекрыть имеющимся парком, как это было в 2016 году на фоне введения запрета на продление срока его службы, считает Иванкин. "В целом мы понимаем, что происходящее на финансовых рынках - это история не длительная, а больше направленная на экономическое стимулирование, и, как показывает новейший опыт, это продолжается не больше полугода, - рассуждает эксперт. - Критической может быть ситуация, если на горизонте 3-3,5 года продолжатся проблемы со стоимостью вагона или лизинговой ставки. Пока они спокойно нивелируются рынком".

Средний возраст парка по состоянию на ноябрь этого года составляет 9-10,5 года, а срок службы вагона - около 25 лет. Решение о запрете продления срока службы вагонов было принято в 2015 году. Ранее власти планировали ограничить возможность продления жизненного цикла вагона до десяти лет с условием, что владелец будет чинить его раз в пять лет. Из-за введения запрета произошло массовое списание грузовых вагонов - увеличить срок их эксплуатации через ремонт оказалось нельзя. Тогда глава Минпромторга Денис Мантуров объяснял, что в условиях профицита парка на сети новые правила поддержат спрос на новые вагоны и позволят загрузить заказами вагоностроительные предприятия.

Как менялась ставка

После начала спецоперации на Украине 28 февраля 2022 года на внеочередном заседании ЦБ увеличил ключевую ставку с 9,5% до рекордных 20% годовых. 18 марта 2022-го регулятор принял решение о сохранении ставки на таком уровне. В это же время лизинговые компании объявили о том, что намерены поднять ставки по действующим и новым контрактам. ГТЛК пообещала повышение ставки с начала апреля, не уточнив, о каком росте процентной ставки идет речь.

Эксперты, опрошенные РБК, напомнили, что с увеличением ставки до 20% в феврале поднялась и ставка по лизинговым договорам, с чем столкнулись все операторы с вагонами в лизинге. Больше всего "пострадали" операторы с крупным лизинговым портфелем, то есть те, у кого он составляет больше 20% в структуре вагонного парка, пояснил Иванкин. При этом лизинговые компании поднимали ставки всем операторам.

"Наибольший эффект от роста был там, где ставки изначально были ниже, то есть среди лизинга крупной техники. Розничный бизнес закономерно был менее чувствителен и быстрее вернулся к росту", - добавляет Сурен Асатуров, заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА.

В начале апреля ЦБ, снова внепланово, снизил показатель до 17%. Это объяснялось замедлением инфляции, в том числе благодаря укреплению рубля.

"Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. Риски для финансовой стабильности сохраняются, но на сегодняшний день перестали нарастать, в том числе благодаря принятым мерам по контролю за движением капитала. Наблюдается устойчивый приток средств на срочные депозиты. Годовая инфляция продолжит возрастать в силу эффекта базы, но последние недельные данные указывают на существенное замедление текущих темпов роста цен, в том числе благодаря динамике обменного курса рубля", - заявлял Банк России.

К сентябрю 2022 года ключевая ставка снизилась до 7,5%, а в октябре 2023 года ставка снова значительно увеличилась - в этот раз до 15%.

Что происходит со ставками лизинга

Лизинговые компании не зависят от ключевой ставки напрямую, объясняет Иванкин. "В среднем лизинговый платеж идет, условно говоря, от 1,5 до 3% минимум ключевой ставки. Соответственно, если происходит повышение "ключа", то и по лизинговым договорам наблюдается увеличение стоимости вагона на процент увеличения ключевой ставки. То есть если ключевая ставка 10%, то ставка по лизингу минимально будет составлять 11,5%, если больше, то 13% и так далее", - говорит он.

Лизинговая компания не может позволить себе работать в убыток, поэтому и банк, и лизинговая компания, производная от банка, должны зарабатывать. Однако если сразу понятно, что ключевая ставка выросла на краткосрочный период, то вполне возможно, что по договорам лизинговые компании согласуют повышение платежа. При этом они могут предоставить рассрочку, чтобы не привести компанию-арендатора к банкротству. "Такой инструмент есть, однако прописать в договоре ставку ниже "ключевая ставка + %" лизинговая компания не может", - добавляет Иванкин.

Как сообщил РБК Андрей Строганов, аналитик исследовательского центра "Яков и Партнеры", ставка по лизинговому контракту сейчас держится в коридоре 15-18% годовых. До повышения ключевой ставки договоры по лизингу заключались на менее жестких условиях. Тем не менее возможно и дальнейшее увеличение ставки по контрактам. "Это связано с двумя факторами. Во-первых, не все текущие лизинговые договоры с плавающей ставкой успели адаптировать к новой ставке. В ближайшее время следует ожидать, что все договоры переведут на новые условия", - считает эксперт. Во-вторых, продолжает он, ЦБ не исключал ужесточения денежно-кредитной политики в 2023 году, что тоже отразится на договорах и с плавающей, и с фиксированной процентной ставкой.

Какие прогнозы

"Влияние ключевой ставки на ставки предоставления вагонов грузоотправителям реализуется в виде постепенного, а не стихийного повышения", - передает пресс-служба ИЦО. При этом влияние на увеличение ставок предоставления оказывает не только удорожание лизинга, но и рост стоимости самих новых вагонов. Так, в сентябре этого года газета "Коммерсантъ" сообщила о значительном увеличении стоимости новых вагонов, из-за чего российские операторы начали приостанавливать их закупку. Цены полувагонов превысили 5 млн руб., на цистерны и минераловозы - 6 млн руб.

По мнению Асатурова, по новым заключенным договорам ставка, вероятно, уже будет заметно выше. Пик роста, если не будет дальнейших повышений ключевой ставки, произойдет ближе к концу года, поскольку рост ставок по банковским займам, которые являются основным источником фондирования для лизинговых компаний, происходит не сразу, а с лагом примерно в два-четыре месяца.

По старым же контрактам с фиксированной ставкой изменений не будет. "Лизингополучатели будут дорожить такими взаимоотношениями, что будет дополнительным стимулом для поддержания платежной дисциплины, особенно в условиях высоких инфляционных ожиданий", - заключил эксперт.

Чтобы избежать серьезных финансовых потерь, и лизинговой компании, и оператору следует реструктурировать лизинговые платежи, считает Строганов. "Это позволит распределить финансовую нагрузку более равномерным образом. По сути, от реструктуризации выигрывают обе стороны. Лизингополучатель облегчает свое финансовое положение, а для лизинговой компании уменьшается риск дефолта со стороны клиента", - резюмировал он.

***

Ставка по лизинговому контракту сейчас держится в коридоре 15-18% годовых. До повышения ключевой ставки договоры по лизингу заключались на менее жестких условиях, отмечает аналитик исследовательского центра "Яков и Партнеры" Андрей Строганов

***

28% составляет в 2023 году доля вагонов в лизинге в структуре парка российских операторов, по данным ИЦО

***

В среднем лизинговый платеж идет, условно говоря, от 1,5 до 3% минимум ключевой ставки. Соответственно, если происходит повышение "ключа", то и по лизинговым договорам наблюдается увеличение стоимости вагона на процент увеличения ключевой ставки

Президент национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ежедневная деловая газета РБК20.11.2023