04-02-20 / 2020
Новости отрасли
Лизинг подвижного состава: коррекция – не приговор

Рост лизингового рынка неизбежно замедляется вплоть до стагнации после трех лет ощутимого роста. Антирекорды показывают сферы, которые ранее были ключевыми драйверами развития. Сильнее всего тянут статистику вниз железнодорожный и авиационный транспорт. Об актуальном состоянии рынка лизинга подвижного состава РЖД-Партнер поговорил с коммерческим директором ГК ВТБ Лизинг Евгением Татариновым. - Евгений Сергеевич, какой объем занимает железнодорожная отрасль в российском лизинговом портфеле?

- По данным агентства "Эксперт РА", за 9 месяцев 2019 года доля ж/д в общем объеме лизингового портфеля составляла 35,6%, при этом в совокупном новом бизнесе лизинговых компаний – только 17,3%. В 2019 году, несмотря на снижение объема погрузки на сети РЖД, производство новых вагонов продолжило расти.

- Как динамика погрузки повлияет на рынок в дальнейшем?

- В случае сохранения этих тенденций можно ожидать образования профицита парка грузовых вагонов в некоторых сегментах перевозок и коррекцию ставок предоставления в сторону снижения. По ряду типов вагонов этот баланс на рынке уже есть, и мы ожидаем снижения цен на новый подвижной состав и комплектующие (в том числе колесные пары).

Корректировка рынка вниз всегда работает на его консолидацию крупными игроками, которая позволяет операторским компаниям оптимизировать логистику перевозок за счет масштаба и тем самым повысить эффективность работы парка. Поэтому мы допускаем рост активности в M&A сделках с б/у парком. В качестве дополнительного фактора увеличения лизинговых сделок с б/у парком является тот факт, что по сделкам, заключенным 2-3 года назад по высоким относительно сегодняшнего дня процентным ставкам, подошли к концу моратории на досрочный выход, в связи с чем увеличится волна миграции портфелей.

- Есть ли предпосылки к тому, что в 2020 году ж/д сегмент преодолеет стагнацию?

- Исторически сегмент железнодорожного транспорта является флагманом в портфеле крупных лизинговых компаний. Конечно, рынок ж/д видел взлеты и падения, и сейчас эксперты говорят о новой волне коррекции, при этом мы все равно видим возможности для роста в этом сегменте. Мы постоянно мониторим состояние бизнеса наших клиентов и взвешенно принимаем решения по финансированию подвижного состава. У ВТБ Лизинг достаточно экспертизы для того, чтобы не нарушать установленные в компании лимиты к риску и открывать при этом новые ниши на, казалось бы, уже известном рынке. Поэтому мы будем продолжать активно здесь работать, соблюдая баланс интересов компании, клиентов и рынка.

Изменение ситуации на рынке стимулирует лизинговые компании разрабатывать новые продукты. Например, у нас есть предложение "ломбардная логика", при котором клиент с недостаточно высоким кредитным рейтингом может (при наличии ликвидного актива) получить у нас финансирование. При стандартных подходах это было бы невозможно. Мы развиваем направление операционной аренды, в том числе маневровых локомотивов для промышленных и транспортных предприятий. Считаем, что это новый эффективный инструмент обновления устаревшего парка частных локомотивов.

- Какие же все-таки перспективы у отрасли? Какие виды подвижного состава останутся востребованными на рынке лизинга?

- 2020 год для многих операторов начался с непростых событий. Множество брошенных поездов на сети, наличие узких мест, сокращение грузовой базы – все это повлияло на уровень доходности полувагона. Ретроспектива показывает, что движение полувагона вверх или вниз также тянет за собой крытый вагон, платформы и иной парк, в котором могут перевозиться смежные грузы. В случае сохранения этих тенденций можно ожидать образования профицита парка грузовых вагонов в некоторых сегментах перевозок и коррекцию ставок предоставления в сторону снижения. По ряду типов вагонов этот баланс на рынке уже есть, и мы ожидаем снижения цен на новый подвижной состав и комплектующие (в т.ч. колесные пары). Также планируется смещение акцентов с лизинга новых полувагонов на покупку/лизинг цистерн, хопперов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер04.02.2020