20-07-18 / 2018
Новости отрасли
Лизинг лишается «Благосостояния»

Претенденты на "Трансфин-М" определились c ценой

Как выяснил "Ъ", НПФ "Благосостояние" получило два предложения о покупке его лизинговой компании (ЛК) "Трансфин-М", от ВТБ и Сбербанка. Покупатели готовы заплатить 33–38 млрд руб. Среди претендентов может оказаться и ГТЛК, однако для этого госкомпании потребуется докапитализация. В любом случае покупателю придется сохранить совместное с РЖД управление лизинговой компанией, для которой предприятия транспортной монополии выступают основными клиентами.

По данным "Ъ", определился круг покупателей на лизинговую компанию "Трансфин-М", принадлежащую НПФ "Благосостояние", который контролирует РЖД. ВТБ и Сбербанк сделали не обязывающие предложения фонду по покупке ЛК, рассказали "Ъ" два источника: один - близкий к возможному покупателю, второй - к структурам НПФ. "Цена, предлагаемая покупателями, находится в диапазоне 33–38 млрд руб.",- указал один из собеседников "Ъ". Другой источник уточняет, что Сбербанк предложил 34 млрд руб., ВТБ - 33–38 млрд руб. "Теперь им предстоит due diligence",- отмечает он. При этом, по его словам, "Благосостояние" ориентируется в продаже на оценку PricewaterhouseCoopers в размере 37,5 млрд руб.

Возможно появление и третьего покупателя - Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), однако от нее предложения пока не поступало. ГТЛК рассматривает возможность покупки "Трансфин-М" и сейчас ведутся переговоры с "Благосостоянием", заявил представитель госкомпании. "На данный момент изучается лизинговый портфель "Трансфин-М", клиентская база компании, ее финансовые и операционные результаты, а также влияние потенциальной сделки на финансовые результаты ГТЛК",- отмечает он. Однако предложение от ГТЛК может и не поступить. Дело в том, что после приобретения "Трансфин-М" ее долг будет консолидирован в отчетности госкомпании. И без дополнительного капитала это приведет к понижению рейтинга, а также нарушению банковских ковенант, отмечают источники "Ъ". На конец первого квартала по РСБУ чистый долг ГТЛК составлял около 270 млрд руб., у "Трансфин-М" - 130 млрд руб. По оценке одного из собеседников "Ъ", могут потребоваться бюджетные вливания в капитал ГТЛК 15–20 млрд руб.

"Трансфин-М" - специализированная лизинговая компания, в портфеле которой доминирует железнодорожная техника (86%). Также она оказывает услуги финансового лизинга воздушных судов, автомобильного и морского транспорта, а также железнодорожного технологического оборудования и спецтехники. По объему лизингового портфеля (324,7 млрд руб.) компания по итогам 2017 года занимала пятое место в рэнкинге "Эксперта РА". Согласно отчетности по МСФО, чистая прибыль "Трансфин-М" в прошлом году составила 1,6 млрд руб.

В Сбербанке, ВТБ и НПФ "Благосостояние" отказались от комментариев. В "Трансфин-М" не ответили на запрос от "Ъ".

"Все покупатели - госкомпании, и других мы, с большой вероятностью, не увидим",- говорит директор по банковским рейтингам "Эксперта РА" Руслан Коршунов. Таким образом, контроль над "Трансфин-М" перейдет от одной госкомпании к другой. Но одними из крупнейших лизингополучателей компании являются структуры РЖД, указывает он. "И между госкомпаниями должна быть достигнута договоренность, чтобы операционное управление "Трансфин-М" стало совместным и включало структуры РЖД",- полагает господин Коршунов.

"Видимо, новое руководство НПФ "Благосостояние" стремится уйти от стратегических инвестиций к портфельным, что вполне логично",- говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. По его словам, это нормальная функция для фонда: диверсифицировать риски, увеличить прибыль, а не заниматься операционной деятельностью целых предприятий. "Избавление фонда от "Трансфин-М" может помочь в ситуации, когда выплаты по пенсиям превысят входящий денежный поток, а это случится уже скоро",- говорит один из собеседников "Ъ". В НПФ хотят выйти из актива, чтобы покрыть убытки от других активов, прежде всего Абсолют-банка, считает другой источник "Ъ".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ20.07.2018