22-10-14 / 2014
Новости отрасли
Литовский вариант

ЛОКОМОТИВОСТРОЕНИЕ

ТЭП70 ПЕРЕСТРОЯТ В ВИЛЬНЮСЕ

Модернизация локомотивов с улучшением их технических и эксплуатационных качеств давно получила распространение во многих странах мира, в том числе в России и в республиках СНГ И Балтии (подробнее см., например, "Модернизировать или купить?" в "Транспорте" № 10, 2011 г.). Однако список серий локомотивов, подвергавшихся реконструкции на постсоветском пространстве, был сравнительно короток: тепловозы ЧМЭЗ, ТЭМ2, 2М62 и 2ТЭ10М.

Пассажирские тепловозы колеи 1520 мм до последнего времени модернизации не подвергали. И вот недавно стало известно, что ЗАО "Вильнюсское локомотивное ремонтное депо" (ВЛРД) приступило к комплексной модернизации тепловоза серии ТЭП70. Масштаб переделок столь велик, что впору говорить о появлении новой серии пассажирского локомотива.

ТЭП70 пополнил список серий модернизированных локомотивов

Пассажирский тепловоз ТЭП70 по праву можно считать одним из лучших достижений советского транспортного машиностроения. Можно без преувеличения, сказать, что создание этой машины означало смену парадигмы развития отечественного пассажирского локомотивостроения в 1970-1980-е годы. Впрочем, удачная машина получилась отнюдь не с первой попытки, а стала результатом напряженной работы специалистов Коломенского машиностроительного завода на протяжении почти двух десятилетий.

Со второй попытки

Выпускавшиеся в СССР в 1960-е годы пассажирские тепловозы серии ТЭП10 и ТЭП60 обладали двумя особенностями. Во-первых, все они оснащались двухтактными дизелями, обладавшими повышенным расходом масла. А во-вторых, применялись электрические передачи постоянного тока. Уже к концу 1960-х годов оба технических решения признавались устаревшими и не соответствовавшими потребностям железнодорожного транспорта СССР. Считалось, что необходимо строить тепловозы с четырехтактными дизелями и передачами переменно-постоянного тока. Большие надежды тогда возлагались на перспективные четырехтактные дизели Д49, спроектированные и строившиеся Коломенским машиностроительным заводом. Предполагалось, что эти двигатели будут использоваться как для пассажирских, так и для грузовых тепловозов.

Это же предприятие спроектировало и изготовило в 1973 году первый пассажирский тепловоз ТЭП70- 0001 мощностью 4000 л.с., конструкционная скорость — 160 км/ч. Затем были построены еще несколько опытных машин той же серии. Локомотивы оказались ненадежными и обладали многими недостатками. Тем не менее несколько лет испытаний позволили выявить их слабые места и наметить пути устранения. В 1976 году Коломенский завод изготовил два опытных пассажирских локо мотива серии ТЭП75. Следующим шагом стало проектирование тепловоза ТЭП70 "второй модификации", первым экземпляром которого стал ТЭП70-0008, сданный на испытания в начале 1979 года. Эта машина по конструкции кузова и экипажной части была близка к ТЭП75, но имела дизель в 4000 л.с. С этого момента начались испытания и доводка ТЭП70 "второй модификации", которая практически велась вплоть до начала серийного выпуска этих локомотивов в 1987 году. Параллельно была существенно улучшена конструкция дизелей Д49. Именно эти, отработанные многими годами испытаний локомотивы с 1987 года пошли в серию и со временем стали основной серией пассажирских тепловозов РЖД.

Кроме того, локомотивы серии ТЭП70 успешно эксплуатируются на многих других железных дорогах "пространства 1520". Эти машины можно видеть на Украине, в Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии.

Последний тепловоз этой серии ТЭП70-0576 был построен в 2006 году.

В самом начале текущего столетия конструкция тепловоза серии ТЭП70 вновь была усовершенствована. В 2002 году был выпущен первый локомотив ТЭП70БС-001, а с 2006 года начался серийный выпуск машин этой серии. По сравнению с ранее выпускавшимися машинами ТЭП70БС имеет ряд отличий. Изменилась механическая часть локомотива. Применены тележки с усовершенствованной конструкцией узлов. На тепловозе установлен усовершенствованный дизель-генератор 2А- 9ДГ-01, применяется микропроцессорная система управления, регулирования и диагностики. Локомотив оборудован системой энергоснабжения поезда.

Литовские железные дороги имеют в своем парке как тепловозы серии ТЭП70, так и серии ТЭП70БС. Эти локомотивы используются преимущественно для обслуживания пассажирских поездов дальнего следования, таких, например, как Москва-Калининград и Санкт-Петербург-Калининград, которые проходят через Литву транзитом.

База модернизации

В 2003 году в соответствии с директивами Евросоюза локомотивное депо Вильнюс было разделено на два предприятия — чтобы отделить эксплуатационную деятельность от ремонтной. Таким образом, 1 октября 2003 года было создано ЗАО "Вильнюсское локомотивное ремонтное депо", которое представляет собой дочернюю структуру Литовских железных дорог.

Фактически, несмотря на довольно скромные площади, предприятие выполняет различные виды работ, обычно выполняемых на локомоти- воремонтных заводах. В основном депо осуществляет текущий и капитальный ремонт тепловозов и дизельных поездов. Примерно 10 лет назад предприятие стало заниматься модернизацией локомотивного парка Литвы. В первую очередь в 2004-2007 годах были реконструированы 2 5 тепловозов серии 2 М62 и 16 тепловозов М62. При этом старые дизели с тепловозов демонтировали и вместо них устанавливали новые двигатели. Часть тепловозов оборудовали дизелями Д49, а часть машин — силовыми установками американской фирмы Caterpillar.

Выполненные ВЛРД работы по замене дизелей магистральных тепловозов позволили существенно обновить парк локомотивов литовского перевозчика и сделать его одним из наиболее современных на постсоветском пространстве.

Комплексная модернизация

По заказу Литовских железных дорог, которым принадлежит тепловоз ТЭП70-0249 выпуска 1992 года, ВЛРД было поручено осуществить комплексную модернизацию этой машины. К выполнению этой работы было привлечено ЗАО "Трансмаш- холдинг Балтия", с которым в июле 2013 года был подписан соответствующий договор. Уместно вспомнить, что дочка ТМХ уже несколько лет сотрудничает с ВЛРД и Литовскими железными дорогами. Например, к числу совместных проектов этих организаций относятся тепловозы ТЭМ ТМХ (подробнее см., например, "Современные инновационные маневровые тепловозы" в "Транспорте" № 8, 2013 г.).

При реконструкции локомотива ТЭП70 намечено решить три задачи. Во-первых, на тепловозе будет установлен немецкий дизель фирмы MTU, обладающий высокими экологическими характеристиками. Во-вторых, применение дизеля MTU, подобного тем, которые широко используются в Литве на новых тепловозах, позволит упростить и оптимизировать снабжение парка запасными частями. В- третьих, должна быть выполнена реконструкция кабины машиниста, с тем чтобы привести ее в соответствие требованиям ЕС и норме UIC 651.

В функции ВЛРД входит капитальный ремонт в объеме КР-2 тяговых электродвигателей, тележек и колесных пар локомотива. Депо выполняет модификацию кузова тепловоза, а также изготавливает и монтирует новые кабины машиниста, которые по своему дизайну напоминают ТЭП70БС.

Помимо этого предстоит установить оборудование, уложить новые трубопроводы и выполнить монтаж электропроводки. В функции депо входит также подготовка части кон- структорско-технологической документации, пуско-наладочные работы и, наконец, проведение испытательных поездок.

"Трансмашхолдинг Балтия" обеспечивает поставку необходимых для реконструкции узлов и агрегатов. В их число входит дизель, главный и вспомогательный генераторы, выпрямитель, компрессор, кондиционер, новые пульты управления локомотивом, подогреватели Webasto, а также некоторое другое оборудование.

На тепловозе будет установлен новый дизель фирмы MTU 20V 4000 R43L мощностью 3 тыс. кВт. Стоит отметить, что наиболее современные тепловозы ER20CF Eurorunner, поставленные Литовским дорогам в количестве 44 машин фирмой Siemens AG, оснащены двигателями того же семейства. Использование дизелей одного и того же производителя и размерного ряда на пассажирских и грузовых локомотивах позволяет упростить снабжение запасными частями и, кроме того, упрощает задачу обучения ремонтного и эксплуатационного персонала.

На локомотиве будет установлена микропроцессорная система управления тепловозом LoControl DE-TEP70 производства венгерской компании Woodward MAV. Еще в 2002 году эта фирма разработала свою систему управления для тепловоза серии М6 2 советской постройки. Woodward MAV с 2005 года сотрудничает с Литовскими железными дорогами. В 2005-2007 годах предприятие принимало участие в модернизации тепловозов серии 2М62. Таким образом, в Вильнюсе накоплен уже большой опыт взаимодействия с венгерскими специалистами.

Поскольку номинальное число оборотов первоначального дизеля Д49 и вновь устанавливаемого двигателя фирмы MTU существенно отличаются, потребовалось также заменить главный и вспомогательный генераторы. На локомотиве будут установлены совмещенные в одном корпусе тяговый и вспомогательный генераторы Cummins типа DSG гер манского производства. Сохранится электрическая передача переменно- постоянного тока. Поэтому тяговые электродвигатели постоянного типа ЭД121 останутся прежними. Тепловоз будет оборудован для возможности снабжения электроэнергией систем электрического отопления вагонов пассажирского поезда. Тормозное оборудование останется без существенных изменений. Экипажная часть тепловоза будет отремонтирована.

Работы по модернизации ТЭП70- 0249 были начаты в августе 2013 года. Планируется, что они будут завершены в декабре 2014 года. Благодаря модернизации расчетный срок службы тепловоза будет продлен на 15 лет.

Пока специалисты "Трансмашхолдинг Балтия" довольно осторожно высказываются о перспективах модернизации по разработанному проекту остальных локомотивов этой серии, принадлежащих Литовским железным дорогам. "Все будет зависеть от того, как покажет себя первый модернизированный тепловоз, будут ли выполнены все заявленные характеристики или нет. Это будет определено после 3-6 месяцев пробной эксплуатации", — сообщили "Транспорту" в компании. Можно отметить, что пока в ее производственной программе на 2015 год запланировано изготовление двух четырехосных тепловозов TEM LTH и четырехосной платформы для транспортировки стрелочных переводов МПП61.

В рамках Прибалтики

Безусловно, опыт модернизации тепловоза ТЭП70 в Вильнюсе окажется интересен специалистам в области локомотивостроения как в России, так и в странах Балтии, а также Белоруссии. Говорить о достоинствах и недостатках обновленной машины до ее испытаний, конечно, преждевременно. Если тепловоз окажется удовлетворительным, то, возможно, могут быть реконструированы еще несколько машин этой серии, работающих в Литве. Не исключено, что Латвия и Эстония также решат реконструировать свои ТЭП70

Вместе с тем маловероятно, что подобная реконструкция будет осуществляться в России — Коломенский завод продолжает выпуск новых тепловозов серии ТЭП70БС, которые постепенно заменяют предшественника. Скорее всего подобная практика продолжится и в среднесрочной перспективе. Примерно такая же ситуация и на Белорусской железной дороге. Разница состоит лишь в том, что там новые машины ТЭП70БС, приобретаемые в России, поступают для замены локомотивов серии ТЭП60, которых постепенно исключают из инвентаря.

Впрочем, существуют еще два фактора, существенно ограничивающие перспективы использования пассажирских тепловозов в странах Балтии. Во-первых, в Литве уже ведется электрификация участка Новая Виль- ня-Кяна, что даст возможность перевести на электротягу международное направление Вильнюс-Минск (подробнее см., например, "Девятый коридор" в "Транспорте" № 5, 2013 г.). Кроме того, обсуждаются планы электрификации участка Кайшядо- рис-Радвилишкис, представляющего собой часть магистрали Вильнюс-Клайпеда. Соответственно появится потребность в электровозах, а парк магистральных тепловозов может оказаться излишним. Во-вторых, в станах Балтии традиционно большое распространение получил моторвагонный подвижной состав. В Литве используются дизель-поезда РА2, выпущенные российским ОАО "Метровагонмаш", а также аналогичные составы польской компании PESA Bydgoszcz SA (подробнее см., например, "Малыми партиями" в "Транспорте" № 12, 2013 г.), а в Эстонии швейцарский моторвагонный подвижной состав FLIRT фирмы Stadler Rail AG (подробнее см., например, "KISS едет в Москву!" в "Транспорте" № 4, 2013 г.). Учитывая сравнительно небольшие пассажиропотоки в пределах прибалтийских стран, использование дизель-поездов здесь оказывается более экономически оправданным, чем магистральных тепловозов с обычными вагонами локомотивной тяги.

На ТЭП70 поставят немецкий дизель

Работы по модернизации тэп70-0249 были начаты в августе 2013 года. Планируется, что они будут завершены в декабре 2014 года. Благодаря модернизации расчетный срок службы тепловоза будет продлен на 15 лет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.10.2014