11-10-17 / 2017
Новости отрасли
Lietuvos gelezinkeliai заплатит за ограничение конкуренции

Lietuvos gelezinkeliai (LG) придется заплатить штраф в размере 28,7 млн евро за искажение конкурентной среды в результате разобранной в 2008 году в одностороннем порядке железнодорожной ветки из литовского Мажейкяй до латвийской Реньге. Помимо штрафа, который в Литве планируют оспорить или по крайней мере сократить, железнодорожникам придется восстановить участок в 19,5 км до Латвии, что обойдется еще в среднем в 20 млн евро. О решении суда и назначенном штрафе Европейская комиссия (ЕК) объявила на прошлой неделе. Вчера в Вильнюсе ответственная за конкуренцию комиссар Евросоюза (ЕС) датский политик Маргрет Вестагер обсуждала с представителями власти и профильных министерств ситуацию по нарушению Литвой правил ЕС по конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок.

Литовские политики занимают в целом сдержанную позицию, понимая, что уйти от европейского правосудия вряд ли не удастся. Согласно законам, у страны есть три месяца, чтобы попробовать найти решение по сокращению штрафа. Литовская сторона может подавать жалобу на решение о штрафе в суд ЕС, в Люксембург. И какой путь выберет Литва станет понятнее после текущих переговоров с еврокомиссаром, которая озвучит доводы, послужившие доказательствами в вынесении обвинения. Возможно, факты столь очевидны и однозначны, что стране нет никакого смысла затевать многомиллионные судебные тяжбы.

После расследования по делу, начавшегося в 2011 году, ЕК на прошлой неделе выступила с заявлением, что Lietuvos gelezinkeliai виновна в использовании своего контроля над инфраструктурой, чтобы ослабить конкуренцию в железнодорожной отрасли. "Европейский союз заинтересован в слаженно функционирующем рынке грузовых железнодорожных перевозок. Неприемлемо и недопустимо, чтобы компания, защищая свои интересы, ликвидировала инфраструктуру", - отмечается в одном из последних сообщении ЕК.

К слову, сегодня вопросы нарушения конкуренции в европейской железнодорожной отрасли строго отслеживаются. Как рассказал директор государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс, испанскому монополисту недавно предъявили счет на сумму в 60 млн евро, доказав и обвинив в дискриминации частных перевозочных компаний.

Ветка в обмен на договор

Так, в 2008 году Lietuvos gelezinkeliai в одностороннем порядке, никого не предупреждая приняла решение разобрать железнодорожную ветку, идущую от Мажейкяй, где находится подконтрольный польскому нефтеконцерну PKN Orlen - НПЗ Orlen Lietuva - в сторону Латвии, до Реньге. Пути демонтировали под предлогом их плохого технического состояния.

В тот период между оператором дороги, одним из крупнейших клиентов Lietuvos gelezinkeliai - PKN Orlen коммерческие отношения не складывались гладко, стороны никак не могли найти выгодного для них решения по тарифам при доставке грузов с НПЗ до клайпедского нефтетерминала Klaipedos nafta. Через него, кстати, до сих пор переваливается в среднем около 4-4,5 млн т из всего объема в 8-9 млн т нефтепродуктов с НПЗ.

Помимо морского экспорта, половина продуктов реализовывалась на внутренних рынках Литвы, Эстонии, Латвии и Украины. И польская сторона начала искать альтернативу, планируя железнодорожные перевозки нефтепродуктов в сторону Рижского порта по короткому маршруту напрямую по литовской стороне через Реньге (от Мажейкяя до границы - 20 км, и еще около 120 до латвийской столицы).

В то время нефтепродукты с НПЗ для внутренних нужд Латвии транспортировали в основном через литовский Радвилишкис, и большая часть пути проходила по территории Литвы. Соответственно плата за поездо-кимлометры оставалась в стране. Однако этот путь в полтора раза длиннее, чем через Реньге, и вполне естественно, что администрация PKN Orlen искала новые маршруты. Но очень скоро Lietuvos gelezinkeliai заключила договор с PKN Orlen. Тогда звучали доводы о том, что выгодные тарифы для польской стороны были представлены в обмен на демонтаж ветки в сторону Реньге. Тем не менее, спустя четыре года, в 2011 году польская PKN Orlen все же подала жалобу в ЕК на монополиста Lietuvos gelezinkeliai, и процедура завертелась.

В 2015 году представители ЕК уже вели расследование на территории Литвы.

В ожидании компенсации

На фоне развивающихся событий и решения ЕК, Латвия на прошлой неделе выдвинула официальную ноту Литве с просьбой восстановить железнодорожную ветку через Реньге, и предоставить возможность перевозить грузы в направлении Литва-Латвия.

О каких объемах может идти речь? По словам специалиста по связям с общественностью латвийской железнодорожной компании Latvijas Dzelzcels Мариса Озолса, до 2008 года из Литвы поступало порядка 800-900 тыс т различных нефтепродуктов с НПЗ Orlen Lietuva. Он допускает, что при

благоприятном исходе ситуации Латвия может рассчитывать на объем до 1,5 млн т нефтепродуктов. Есть и другие данные - ИА BNS сообщает со ссылкой на статистику Lietuvos gelezinkeliai, что в 2007 году из Литвы в Латвию через латвийскую станцию Реньге транспортировалось 675 тыс. т нефтепродуктов. И с 2008 года, используя альтернативные маршруты, объемы растут с 480 тыс. т до 941 тыс. т в год.

Признание виновности Lietuvos gelezinkeliai в искажении конкурентной среды позволяет пострадавшим сторонам рассчитывать на компенсацию. Администрация Рижского порта и латвийская железнодорожная компания не исключают возможности обратиться в суд и потребовать компенсации в связи с ликвидацией путей Мажекяй -Реньге. В прессе называется сумма порядка 8-9 млн евро в год, исходя из стоимости 1 поездо-километра в сегодняшних цифрах и среднем ежегодном тоннаже.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.10.2017