26-11-20 / 2020
Новости отрасли
Лидеры цифровизации

В среду прошла онлайн-сессия ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", на которой были рассмотрены состояние и пути цифрового развития российской транспортно-логистической отрасли. В представленном на сессии исследовании консалтинговой группы Strategy Partners было отмечены успехи РЖД в области внедрения цифровых технологий.

Ассоциация "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ) была учреждена при поддержке Минтранса России 20 ноября 2018 года ведущими компаниями транспортной отрасли: ОАО "РЖД", "Автодором", компаниями "Аэрофлот – российские авиалинии", "РТ-Инвест Транспортные Системы", "ЗащитаИнфоТранс", "Глосав" и НПП "Цифровые радиотехнические системы". Она стала центром компетенций по реализации проекта Минтранса "Цифровой транспорт и логистика", помогая государственным органам в выработке решений, максимально учитывающих практический аспект их применения.

В проведенном по заказу Минцифры России исследовании Strategy Partners "Готовность к цифровой трансформации отрасли "Транспорт и логистика", основанном на опросе российских компаний и международных статистических данных, отмечается, что цифровизация отрасли в России проходит быстрыми темпами: 55% отечественных предприятий уже приступили к реализации собственных стратегий цифровых трансформаций. (Стратегия цифровой трансформации ОАО "РЖД" принята в прошлом году.) Лидерами в цифровизации названы железнодорожные перевозки, почта и курьерские доставки. Приоритет в развитии цифровых технологий отдается созданию сервисов электронного взаимодействия с клиентами, таких как онлайн-платформа РЖД "Грузовые перевозки".

К числу факторов, сдерживающих развитие цифровизации отрасли, аналитики Strategy Partners относят сравнительно небольшое количество поставщиков цифровых решений в стране, что связано с неразвитостью сектора IT-услуг, доля которого в России составляет 1,8% ВВП. Лидером по этому показателю является Швеция – 5,9% ВВП, в США – 3,1% ВВП, рядом с Россией Китай – 1,9% ВВП и Румыния – 1,7%.

Партнер Strategy Partners Алексей Праздничных сообщил, что наиболее значимым барьером в цифровизации отрасли 62% опрошенных в ходе исследования российских компаний называют отсутствие подготовленных кадров на рынке труда и нехватку компетенций в цифровой сфере у имеющихся сотрудников. Остроту кадровой проблемы подтверждает и статистика. В 2018 году доля специалистов информационно-коммуникационных технологий в общем числе занятых в России составила 2,2%, в США – 4,1%. Самый высокий показатель в Финляндии – 7,2%, самый низкий в Турции – 1%. В 2016 году доля IT-специалистов среди выпускников вузов в РФ составляла 7%, в США – 22%. Самый высокий показатель в Ирландии – 57%, самый низкий в Португалии – 5%.

"Когда мы говорим о цифровой трансформации холдинга, который насчитывает более 1 млн 100 тыс. сотрудников, вопросы кадров становятся ключевыми, поскольку нужно за сжатый период времени научить по-другому работать, мыслить и вести себя очень большой коллектив. Но воспринимаем их не как барьер, а как задачу, которую нужно решить", – сказал директор по информационным технологиям ОАО "РЖД", член наблюдательного совета ЦТЛ Евгений Чаркин.

Он сообщил, что РЖД решают поставленную задачу работой на нескольких направлениях. В компании развернут ряд программ по повышению цифровых компетенций персонала. В частности, ведутся обучающие семинары по digital-трансформации для развития компетенций лидеров цифровой трансформации из числа руководящего состава департаментов и подразделений. Для промышленного внедрения, развития и обслуживания самых передовых технологий, в том числе квантовых коммуникаций, компании приходится самостоятельно выращивать и готовить кадры, поскольку образовательная система в стране не производит нужных специалистов. Развернута большая работа с воспитанниками Детских железных дорог, наращивается сотрудничество с вузами по организации обучения нужных РЖД IT-специалистов.

Стратегическая задача ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" – создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных разработок. Но, как отмечалось на сессии, сложно говорить о едином пространстве в условиях, когда лидеры цифровизации сильно опережают в развитии аутсайдеров. Strategy Partners говорит, что компании-лидеры уже приступили к освоению следующей волны цифровых технологий: это искусственный интеллект, Интернет вещей, цифровое проектирование, роботы, AR/VR и блокчейн. А водные грузоперевозки, например, вообще не используют цифровизацию.

"Ведущие компании должны создавать условия для вывода небольших игроков на уровень цифровой зрелости, поднимать весь сектор", – говорит директор ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Антон Замков.

По этому поводу Евгений Чаркин заявил, что у РЖД есть технологические наработки в виде цифровых платформ и сервисов и компания готова к обмену знаниями и опытом с коллегами, поскольку только совместная работа может привести к общему успеху.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.11.2020