12-11-14 / 2014
Новости отрасли
Либерализация защиты

Некоммерческое партнерство «Совет операторов железнодорожного транспорта» направило в Министерство транспорта предложение допустить к охране железнодорожных грузоперевозок частные охранные предприятия ЧОП.

Операторы предлагают изменить правила охраны грузоперевозок. По словам источника в пресс-службе транспортного ведомства, в настоящее время инициатива рассматривается.

Как пояснили в СОЖТ, сегодня многие операторские компании сталкиваются с наличием правовой неопределенности в вопросах передачи вагонов под охрану, порядка фактического осуществления сменного сопровождения и охраны грузvов в пути следования, предъявления исковых требований.

«Например, согласно условиям договора, ведомственная охрана берет на себя обязательство охраны грузов посменно, практически же в пути следования она отсутствует, а факты вскрытия вагонов, неисправности зачастую выявляются сотрудниками перевозчика при осмотре вагонов на промежуточных станциях, – отметил исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королев. – В связи с этим Минтранс России подготовил проект «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих сопровождению и охране грузоотправителями, грузополучателями», который, в свою очередь, был рассмотрен на рабочей группе партнерства по разработке изменений в отраслевое законодательство. По мнению представителей компаний – членов НП, проект требует доработки в части применения альтернативных способов обеспечения сохранности грузов, в том числе страхования, конкретизации обязанностей охранных организаций по приему-сдаче груза одновременно с приемом-сдачей груза перевозчиком, сохранения за перевозчиком обязательств по предоставлению вагонов для сопровождения и охраны, а также уточнения ряда формулировок».

В СОЖТе считают необходимым создание нормативной базы для организации сменной охраны собственных поездных формирований (СПФ) не только силами ведомственной охраны, но и иных охранных организаций, соответствующих требованиям допуска для оказания охранных услуг на железнодорожном транспорте. Также необходимо разработать нормативную базу для осуществления альтернативного охране добровольного страхования по определенным категориям грузов.

«Проект правил, подготовленный Минтрансом, содержит ряд внутренних противоречий, он не только не решает существующие проблемы, но и создает ряд новых. Так, например, из-за разделения понятий «охрана» и «сопровождение» при сохранении перечня грузов, подлежащих обязательному сопровождению и охране, может возникнуть необходимость дополнительной оплаты той и другой услуги. Исключение из действующих правил положений об обязанности перевозчика по обеспечению вагонами лиц, осуществляющих сопровождение и охрану, также влечет за собой дополнительные расходы для грузоотправителей, грузополучателей или экспедиторских организаций. По мнению партнерства, необходимо организовать совместное обсуждение вопроса всеми субъектами перевозки и участниками рынка услуг сопровождения и охраны груза», – резюмировал Дмитрий Королев.

Одним из инициаторов предложения стала транспортно-логистическая группа «Трансойл», которая по заявлению ее представителей последовательно на протяжении нескольких лет выступает за полную либерализацию оказания услуг по охране грузов при перевозке железнодорожным транспортом.

«Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждаемый Минтрансом, снимает ответственность с перевозчика за сохранность этих грузов и возлагает обязанность по обеспечению их охраны на грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченных ими лиц по договору, – отметил директор по правовым вопросам ООО «Трансойл» Артем Колбинцев. – При этом в Уставе железнодорожного транспорта отсутствуют требования по способу обеспечения данной охраны, а также полностью отсутствует даже намек на требование к осуществлению охраны какой-либо конкретной охранной структурой. В тексте проекта «Правил» сохраняется ярко выраженная монополия ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, как это имело место в планово-административной системе советского периода (ВОХР МПС). Однако, по мнению операторов, ведомственная охрана плохо защищает грузы от криминальных посягательств, в то время как сохранность дорогостоящих или опасных грузов имеет исключительно важное значение для экономики грузовладельца и безопасности движения».

По словам топ-менеджера «Трансойла», в проекте «Правил» заведомо закрепляется экономическое преимущество ведомственной охраны перед иными субъектами, организациями, участвующими в осуществлении охраны грузов при их транспортировке. Так, для предприятий ведомственной охраны при сменном способе охраны упрощен порядок приема и сдачи груза под охрану, при этом ни в нормативном акте, ни на практике в договорах не предусматривается реальная ответственность ВОХР за сохранность груза.

«В «Перечне грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования» (Приложение 2 к «Правилам») безосновательно проведено распределение наименования грузов по способу сопровождения. При этом критерии сменного способа отсутствуют. Таким образом, груз, который содержится в перечне обязательного для сменной охраны даже на короткие расстояния, когда время в пути не будет превышать восемь часов, обязателен для сопровождения ВОХР, несмотря на то что тут не требуется смена на опорных пунктах в пути следования», – считает Артем Колбинцев.

По его мнению, либерализация охраны позволит сделать более прозрачными взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторов с охранными структурами, отразить в договоре все приемлемые для заказчика обязанности и ответственность охранных структур, а также понятные и прозрачные тарифы на услуги. А наличие конкуренции будет способствовать повышению качества оказания услуг и самой ВОХР.

Генеральный директор ООО «ЧОП «РЖД-ОХРАНА» Сергей Булочников считает инициативу СОЖТ полезной для рынка.

«Надо сказать, что сама по себе эта тема не нова. Сторонние охранные предприятия уже сейчас осуществляют охрану грузов с некоторыми заказчиками, прецеденты имеются. Другое дело, что приказ Минтранса № 38 не очень четко определяет круг охранных предприятий, которые могут оказывать эту услугу путем использования нерабочей кабины локомотива. Сейчас в редких случаях работы сторонних охранных организаций используются теплушки, дополнительные вагоны. Кстати, работа над изменениями в этот приказ шла в течение года, мы тоже принимали участие в этой работе, внесли предложения, однако в каком состоянии работа Минтранса над внесенными предложениями, пока не ясно. Как бы то ни было, монополизм в этой области на сегодняшний день имеет место, и, если он будет устранен, будут широко допущены иные охранные структуры – все от этого только выиграют», – подчеркнул Сергей Булочников.

«Если государство как-либо изменит правила игры и отдаст часть вопросов обеспечения безопасности на откуп рынку, значит, мы будем играть по новым правилам», – резюмировал заместитель генерального директора ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» Сергей Медведев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.11.2014