30-07-14 / 2014
Новости отрасли
Лесу нашли хозяина

Вступили в силу новые правила перевозки древесины, которые требуют, чтобы на каждом этапе ее «жизненного цикла» – от заготовки до продажи – у нее был собственник. Соответствующая информация должна прописываться в сопроводительной накладной. Рослесхоз призывает трейдеров поскорее научиться заполнять ее.

К древесине привязали обязательный сопроводительный документ. Новые правила для перевозки леса появились в связи с принятием 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а также постановления Правительства РФ № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины».

Как сообщили в Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз), нововведение направлено на предотвращение незаконных рубок лесных насаждений. Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства за последние пять лет показывает двукратный рост количества таких нарушений.

«Россия – это редкая многолесная страна, в которой до недавнего времени – до принятия 415-ФЗ – не было абсолютно никаких требований к срубленной древесине в части ее учета, перевозки и продажи. Новый документ требует, чтобы на каждом этапе от заготовки до переработки и экспорта у древесины был собственник, и в этом главная его практическая польза, – подчеркнул руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев. – Лежащий в лесу, погруженный в вагон или приехавший на приемку лесоперерабатывающего завода круглый лес имеет своего хозяина, подтверждение чего отражено в сопроводительном документе на перевозимую партию и в государственной информационной системе об учете древесины и сделках с ней».

Он также добавил, что постановление правительства № 571 готовилось в тесном сотрудничестве с представителями лесного бизнеса, поэтому документ максимально адаптирован к существующей практике перевозки древесины. Сейчас ведомство отслеживает первый опыт заполнения документа – ошибок при заполнении мало.

В то же время, по словам представителя Рослесхоза, многие компании совсем не используют указанный документ, а нормы об административной ответственности за его неприменение вступят в силу только с 1 января 2015 года.

«Таким компаниям с нового года будет очень сложно, так как опыта заполнения сопроводительного документа у них не будет. Это приведет их к административным взысканиям в виде штрафов, предположительно 25 тыс. руб. Перевозчикам, которые имеют вопросы по заполнению сопроводительного документа, рекомендуем обратиться в департаменты лесного хозяйства по федеральным округам, в органы управления лесами на региональном уровне или филиалы ФГУП «Рослесинфорг», где можно получить квалифицированную консультацию», – отметил Владимир Дмитриев. По мнению трейдеров лесопродукции, любая отчетность добавляет прозрачности, и с этой точки зрения, нововведение – благо.

«Для нас введенная обязательная накладная не составляет никакой проблемы – 415-ФЗ лишь детализирует отчетность. Но, к примеру, наша компания при железнодорожных перевозках ее вела и ранее – в рамках производственного учета. Так что для нас ничего не изменилось – пока. Потому что закон будет вводиться последовательно, в течение ближайших двух лет, и за это время он теоретически может обзавестись различными дополнениями и разъяснениями, которые, в свою очередь, могут в корне поменять суть документа. Надеемся, что никаких барьеров для бизнеса создаваться не будет», – резюмировал генеральный директор ЗАО «Смена Трейдинг» Александр Сидоренко.

Впрочем, нарушение закона может повлечь не только финансовые санкции. По словам трейдера, негативной частью закона стала возможность ареста и последующей конфискации груза и транспортного средства при нарушениях в составлении накладной или при ее отсутствии.

«На мой взгляд, такой пункт создает условия для развития коррупции в этом сегменте. При желании можно придраться к чему угодно, а если учесть, что наказанием является арест и возможная конфискация груженого вагона, в результате чего будут сорваны сроки поставок, а груз может сгнить в «штрафнике», велик соблазн будет «решить вопрос» на месте. Так что в качестве санкций, на мой взгляд, лучше применять денежный штраф», – полагает Александр Сидоренко.

Операторы подвижного состава уверены, что для железной дороги проблем с новой отчетностью не будет. «Санкции в виде конфискации древесины и транспортных средств коснутся в основном автоперевозчиков. Железнодорожные перевозки в этом отношении я считаю достаточно упорядоченным процессом, в том числе в связи с наличием единственного железнодорожного перевозчика и единых требований к оформлению перевозочных документов на сети РЖД, которые, возможно, будут доработаны в связи с нововведениями», – отметил генеральный директор ООО «Рейл Сервис» Юрий Кулакин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.07.2014