В сентябре погрузка лесных грузов приблизилась к результату за аналогичный месяц 2022 года. С железнодорожных станций отправлено 2,1 млн т древесины и продукции переработки.
Неоднородная география
За 9 месяцев погрузка лесных грузов (без учета перевозок лесоматериалов в контейнерах) на сети снизилась на 17,9%, до 20,4 млн т. Отставание к прошлогоднему результату несколько сократилось. Для сравнения в I квартале 2023 года спад составлял 21,6%.
Безусловно, на динамику к прошлогоднему уровню отчасти влияет эффект низкой базы, когда для российских лесопромышленников стал закрываться европейский рынок. Тем не менее данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) свидетельствуют о том, что в последние месяцы растет производство древностружечных и древноволокнистых плит, клееной фанеры.
Благодаря тому, что транспортные издержки на отправку лесных грузов в Азию железнодорожным и морским транспортом снизились за счет госсубсидирования, а также за счет роста внутреннего спроса вырос объем выпуска продукции деревообработки на Северо-Западе и в Сибири, сообщил директор Рослесинфорга Павел Чащин.
В самом деле, если сравнивать железнодорожную статистику с началом 2023 года, спад погрузки лесных грузов к прошлогодним объемам сократился на Северной и Восточно-Сибирской магистралях. За 9 месяцев на СевЖД погружено 8,6 млн т (-18,7% к аналогичному периоду 2022 года), на ВСЖД – 2 млн т (-20,6%).
В то же время на Свердловской и Дальневосточной железных дорогах падение усилилось. Со станций СвЖД в январе-сентябре отправлено 1,3 млн т лесных грузов (-16,1%), ДВЖД – 2 млн т (-22,3%).
Из Сибири в КНР через Санкт-Петербург
Закрытие рынка ЕС заставило многие компании переориентироваться и направить свои ресурсы на внутренний рынок, страны ближнего зарубежья, а также осваивать новые направления: Ближний Восток/Северную Африку, Юго-Восточную Азию и даже Южную Америку. Кому-то это удается в большей, кому-то в меньшей степени.
В качестве положительного момента директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин отметил предоставление предприятиям отрасли субсидий на перевозку, в том числе дополнительных дотаций при экспорте продукции через порты Северо-Запада.
В то же время по-прежнему сложно экспортировать лесные грузы через Восточный полигон. Поэтому в непростой ситуации остаются лесопромышленники Сибири. К тому же доставка продукции на востоке выросла почти вдвое, до $60 за куб. м.
При этом возникла уникальная история, когда с учетом дотаций на перевозку к портам Северо-Запада становится экономически целесообразно отправлять лесоматериалы, например из Иркутской области, в Санкт-Петербург с последующим экспортом в Китай, говорит А. Юдин. Даже с таким маршрутом лесопродукция остается конкурентной на китайском рынке.
Как отмечают представители ЛПК, пакет антикризисных мер в поддержку леспрома дает результат, тем не менее динамика момента требует от российских властей дальнейшего реагирования.
В частности, говорит руководитель службы по взаимодействию с государственными органами компании "Свеза" Сергей Черепанов, предлагается увеличить размер транспортных субсидий до момента нормализации логистики и затрат на нее, продлить программу субсидирования после 2024 года, облегчить и ускорить привлечение крупных перевозчиков для работы по маршрутам, проходящим через порты Северо-Запада. Также стоит разработать новые финансовые способы и инфраструктурные финансовые решения для осуществления международных взаиморасчетов.
Выверенная точечная поддержка отрасли поможет преодолеть последствия негативной конъюнктуры.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 04.10.2023 |