22-05-15 / 2015
Новости отрасли
Лес следует курсу

ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ РАСТУТ НА ФОНЕ ОСЛАБЛЕНИЯ РУБЛЯ

В первом квартале текущего года погрузка леса и продукции лесопереработки на сети РЖД увеличилась на 2,4% к аналогичному периоду прошлого года, до 10,1 млн тонн. В 2014 году она составила 38,7 млн тонн, что на 8,5% больше, чем в 2013 году. Стабильная положительная динамика, по мнению экспертов, обусловлена высоким курсом доллара к рублю, способствующим увеличению экспорта.

В частности, вывоз необработанного леса за рубеж в прошлом году прибавил 7%, объемы выросли до 30 млн кубометров, а экспорт пиломатериалов увеличился на 4,6%, до 26,8 млн кубометров. В январе-марте текущего года зарубежные отгрузки лесопродукции продолжают наращивать темп.

Помимо экспорта увеличились и внутренние перевозки лесных грузов, однако здесь рост менее выражен. Данные РЖД свидетельствуют, что отгрузка на экспорт лесной номенклатуры в прошлом году прибавила 10,8%, а внутри России - только 6,5%.

Кто везет

К настоящему времени парком специализированного подвижного состава для перевозки леса владеют несколько операторов, самым крупным из которых является "Транслес".

В списке компаний, работающих с лесными грузами, также находятся "Федеральная грузовая компания" (ФГК), "Первая грузовая компания" (ПГК), "Трансгарант", "ТрансКонтейнер", а также "Евросиб СПб - Транспортные системы". По данным экспертов, почти половину рынка перевозок леса делят три оператора - "Транслес", ФГК и "Евросиб СПб - Транспортные системы" (около 20,16 и 10% соответственно).

Напомним, что "Транслес" был создан в 2005 году на основе парка лесовозных платформ РЖД. В ноябре 2013 года компанию купило ООО "ТЛ Менеджмент", входящее в холдинг "Рустранском" (RTK Rail). Холдинг также владеет ЗАО "Русагротранс" и другими железнодорожными активами. Таким образом "Рустранском" получил почти 20% рынка перевозок леса. Единственный минус приобретения - срок службы свыше половины парка закончится уже в ближайший год.

В настоящее время "Транслес" является лидером по перевозке леса в порты Дальнего Востока для поставок в Юго-Восточную Азию и Китай, на него приходится около 70% объема перевозок леса по этим маршрутам. RTK Rail планирует расширить географию перевозок "Транслеса", в первую очередь за счет северо-западного направления, в том числе в Финляндию. Сейчас здесь работает в основном "Евросиб СПб - Транспортные системы".

Смена составов

Выраженной тенденцией последнего года является переориентация грузоотправителей с контейнеров и так называемых платформ-рогаток на полувагоны. Связано это с тем, что "ящики" ограничены по грузоподъемности и вмещают на 30% меньше, чем вагоны, - 3,3 и 5 тыс. кубометров леса соответственно. Кроме того, в некоторых портах существует негласный лимит на прием контейнерных поездов, а на полувагоны таких ограничений нет. Плюс к этому лес в вагонах возить дешевле. Как рассказал "Транспорту" начальник отдела железнодорожных перевозок "Национальной логистической компании" Александр Чурзин, на рынке перевозок леса действительно существует повышенный спрос на полувагоны. "Тариф на "рогатки" всегда был выше, так как это специализированный подвижной состав. В то же время на универсальные полувагоны ставки где-то на треть меньше. Многие грузоотправители леса сейчас переходят на универсальные железнодорожные платформы. Там тариф с "рогатками" одинаковый, но помещается на них больше. С помощью подпорок их вместимость увеличивается до 90-94 кубов, соответственно себестоимость перевозок на 1 км снижается", - отмечает он. Такие процессы, по мнению собесед ника "Транспорта", характерны для Восточно-Сибирской магистрали, откуда грузы следуют в Пакистан, Таджикистан и другие азиатские страны.

О растущем спросе на перевозки лесных грузов в универсальном подвижном составе "Транспорту" рассказали также представители ПГК.

Что касается распределения перевозимых объемов между автомобильным и железнодорожным транспортом, то здесь, по словам Чурзина, грузоотправители отдают предпочтение РЖД, так как желе знодорожные операторы являются более надежными перевозчиками. "По моим оценкам, на автомобилях лес перевозят в основном во внутреннем сообщении, а практически все экспортные объемы следуют по железной дороге. Из той же

Карелии в Среднюю Азию на автомобилях везти его, во-первых, затратно, а во-вторых - опасно, так как водитель на автомашине с ценным грузом может потеряться, а на железной дороге это исключено", - отмечает он.

Вместе с тем там, где клиентам (тем же мебельным фабрикам) нужна скорость доставки, лесозаготовители и переработчики используют автотранспорт. Впрочем, внутренний спрос на лесную продукцию в России растет слабо, а все силы заготовителей и переработчиков направлены на вывоз продукции за рубеж.

Все на экспорт

Основными рынками сбыта российского леса в настоящее время являются Китай и Ближний Восток, затем Европа, а также Средняя Азия и Север ная Африка. Продукция вывозится за рубеж в основном по рельсам, в то время как на водный и автотранспорт приходятся сравнительно небольшие объемы. К примеру, в прошлом году через железнодорожные погранпереходы было перевезено 22,9 млн тонн лесных грузов, а через порты - всего 3,2 млн тонн.

В целом российские порты в прошлом году перевалили 4,8 млн тонн лесных грузов (+9,6% к 2013 году). Больше всего объемов пришлось на Новороссийский морской торговый порт (НМТП) - 626 тыс. тонн (+36,7%), а также порты Санкт- Петербург - 323,3 тыс. тонн (+ 53,6%) и Усть-Луга - 274 тыс. тонн (+9%). В первом квартале текущего года объемы перевалки леса в НМТП выросли на 22,8%, до 150,5 тыс. тонн. Балтийские порты за два первых месяца прибавили соответственно 105 и 9%. В Санкт-Петербурге перевалка составила 73,6 тыс. тонн, в Усть-Луге - 34 тыс. тонн. Кроме того, значительно нарастил объемы лесных грузов порт Выборг, где в январе-феврале было переработано 11,3 тыс. тонн.

Статистика портов лишний раз подтверждает тот факт, что по воде лес в России везут гораздо меньше по сравнению с рельсовыми объемами.

Железнодорожники готовятся к росту

Лидерами в погрузке лесной номенклатуры в прошлом году стала Вос точно-Сибирская магистраль, погрузившая 10,3 млн тонн. Чуть меньше перевезла Северная дорога - 9 млн тонн. На Октябрьской и Дальневосточной было погружено 4,8 млн и 4,3 млн тонн соответственно. Таким образом, на четыре филиала ОАО "РЖД" пришлось три четверти всей погрузки лесной номенклатуры.

В первом квартале текущего года объемы отгрузки в лесных регионах страны немного упали. В частности, ВСЖД и СЖД снизили погрузку в районе на 2%, вместе с тем на ЗабЖД она выросла на треть. Прибавили объемы также ОЖД и ДВЖД.

Несмотря на посленовогодний спад, ВСЖД по итогам года прогнозирует 10%-ный рост поставок пиловочника и пиломатериалов в Казахстан и республики Средней Азии. В прошлом году отправки лесной продукции в страны СНГ там увеличились на 3,8%.

На Дальнем Востоке также ориентируются на более чем 10%- ное увеличение объемов лесной номенклатуры в 2015 году.

Восточный вектор

На ДВЖД прогноз высоких темпов роста погрузки леса объясняют активностью лесозаготовителей. Так, по данным дороги, в 2014 году более чем на 10% увеличились объемы в Хабаровском и Приморском краях - до 2,5 млн (+12%) и 1,2 млн тонн (+14%) соответственно. В 2015 году там ожидается еще больший прирост. По крайней мере к этому готовятся железнодорожники исходя из заявок предприятий.

Быстрее всего темпы погрузки лесной номенклатуры на ДВЖД прибавляют в Комсомольском регионе

- из 4,3 млн тонн лесоматериалов, погруженных дорогой в 2014 году, на него приходится 2,1 млн тонн с приростом к 2013 году на уровне 11,1 %. К примеру, одна из крупнейших компаний Амурской области - "Туранлес"

- в текущем году планирует ежемесячно экспортировать по железной дороге 140 вагонов круглого леса и 50 вагонов пиломатериалов.

Примечательно, что увеличение объемов отгрузки леса по железной дороге стало возможным только после того, как администрация порта Ванино пошла на уступки грузоотправителям. Напомним, что в декабре 2012 года Ванинский морской торговый порт приобрела угольная компания "Мечел". Объемы перевалки угля там резко выросли за счет сокращения объемов прочих грузов. Весь прошлый год лесозаготовители вели переговоры со стивидорами, в результате которых работа с лесом в Ванино возобновилась. Самым крупным грузоотправителем лесной номенклатуры в порту является холдинг "Торговый дом РФП", предприятия которого как раз расположены на станциях Комсомольского региона ДВЖД. На долю холдинга приходится свыше 10% российского экспорта лесопродукции в Китай и более 15% - в Японию. В прошлом году входящие в него компании отгрузили на железную дорогу свыше 1, 2 млн тонн продукции, что составило 29% всей лесной погрузки ДВЖД. Как отмечают представители холдинга, в 2015 году треть вывозимых объемов будут отправлены через Ванино, тогда как раньше лес шел в основном через железнодорожный погранпереход Гродеково-Суйфэньхэ.

Для более полного удовлетворения спроса на перевозки леса ДВЖД в прошлом году запустило услугу "Грузовой экспресс", благодаря которой поезд после погрузки следует до станции назначения без переработки на сортировочных и участковых станциях, что значительно сокращает время транспортировки. За счет этого сроки доставки грузов в Китай со станций Хабаровского края сократились с восьми до пяти суток, со станций Приморья - с четырех до двух суток. Введение новой услуги позволит ДВЖД консолидировать устойчивые грузопотоки в Поднебесную за счет увеличения ритмичности отправок и уменьшения стоимости транспортировки. По прогнозам РЖД, новая технология снизит оборот вагонов с 25 до 13 суток. Возможно в будущем по такой же технологии будут перевозиться лесные грузы в Китай и через переход Махалино-Камышовая-Хуньчунь. Такие предложения в настоящее время поступают как с российской, так и с китайской стороны.

Независимо от конъюнктуры

Стоит отметить, что погрузка продукции лесоперерабатывающего комплекса России стала расти только во второй половине 2014 года, когда начал увеличиваться курс доллара к рублю. Дело в том, что все последние годы вплоть до нынешнего мировая конъюнктура на рынке леса не благоволила поставщикам - цены снижались из-за превышения предложения над спросом. В таких условиях экспортерам было невыгодно продавать лес за рубеж, особенно учитывая его недешевую транспортировку. Ситуация коренным образам изменилась летом прошлого года, когда курс рубля к мировым валютам начал быстро падать. Лесозаготовители при продаже продукции на экспорт стали получать большую выручку в рублях, что сразу же оживило отечественный рынок. Кроме того, в прошлом году Китай запретил вырубать собственный лес, поэтому увеличился спрос на российскую продукцию. Данный фактор сразу привел к дефициту круглого леса на мировом рынке, а соответственно и к увеличению цены на него.

По мнению экспертов, в среднесрочной перспективе Россию ждет рост экспорта именно необработанных лесоматериалов. В текущем году он может прибавить примерно 5%. В то же время на внутреннем рынке ожидается замедление спроса из-за ухудшения экономической ситуации и сокращения инвестиций в промышленность. Как отмечают аналитики отрасли, из-за нехватки денег в России останавливаются многие инфраструктурные проекты, в том числе и в лесопереработке. В отсутствие внутреннего спроса работающие производства будут вынуждены ориентироваться на экспорт в основном непереработанного леса, так как этот вид деятельности в текущих условиях наиболее рентабелен.

Быстрее всего темпы погрузки лесной номенклатуры на ДВЖД прибавляют в Комсомольском регионе

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.05.2015