10-04-14 / 2014
Новости отрасли
Лес пошел в рост

Если 2013 год для лесной отрасли выдался не самым удачным, то в начале 2014-го она показала положительную динамику. Так, погрузка грузов данной номенклатуры на сети РЖД только за 3 месяца текущего года увеличилась на 12,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. ИА "РЖД-Партнер.ру" попыталось выяснить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.

Объем производства леса, пиломатериалов и целлюлозы в 2013 году составил 29 млн т, что на 2,1% больше, чем в 2012-м. При этом погрузка лесных грузов по итогам прошлого года составила более 35 млн т (-1,6% к уровню 2012 г.). Однако в январе текущего года объемы перевозок данной номенклатуры выросли сразу на 11,5% по сравнению с январем 2013-го. Положительная динамика продолжилась и в феврале: рост отгрузки составил 14% к февралю 2013 года. За 2 месяца увеличение произошло на 12,1%. Март оказался еще более успешным. В итоге за неполные 3 месяца (по состоянию на 27 марта) погрузка составила около 9 млн т, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Положительную динамику в марте 2014-го эксперты в основном связывают с сезонностью спроса и колебаниями курса валют - все это сделало отгрузки леса более выгодными. И здесь специалисты ГК "РТК" выделили три главных фактора.

В первую очередь - сказался рост экспорта. "Он обусловлен увеличением спроса со стороны Китая на древесину из Сибири и с Дальнего Востока. Основными стимулами этой тенденции стали снижение курса рубля и сложность дальнейшего наращивания поставок древесины из Новой Зеландии и Канады", - подчеркнули в компании. С экспертами согласился и младший аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко, подтвердив, что именно ослабление рубля по отношению к основным мировым валютам сделало поставку ресурсов на экспорт более выгодной, нежели переработку древесины и производство продукции внутри страны.

Второй фактор - это рост внутреннего потребления продукции предприятий лесной отрасли. "Он четко прослеживается в динамике. Например, увеличение производства целлюлозно-бумажной продукции в России, по данным Федеральной службы государственной статистики, за январь - февраль 2014 года составило 9,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го", - прокомментировали в ГК "РТК".

Третий фактор - выравнивание условий конкуренции. "К примеру, из-за усиления контроля за весом груза при автомобильных перевозках грузовладельцам стало выгоднее использовать железнодорожный транспорт", - пояснили в компании.

Коммерческий директор ЗАО "КрасноярскЛесоМатериалы" Ирина Бор считает рост перевозок лесных грузов закономерным и ожидаемым. По ее мнению, восходящий тренд связан с тем, что март - апрель - это не только традиционно пиковые месяцы для окончания заготовительного сезона, но и результат сложившейся ситуации на внешнеэкономическом рынке.

"В конце марта был большой скачок курса валют, поэтому множеству мелких предприятий-заготовителей стало выгоднее реализовывать круглый лес в Китай, минимизируя затраты на распиловку. Чем они и поторопились воспользоваться. Для крупных предприятий переориентация рынков выражается только в смене направлений отгрузок пиломатериалов. При этом все большая их часть отправляется на Восток", - комментирует И. Бор.

Более того, эксперт прогнозирует дальнейший отток лесных грузов с Запада в пользу Востока. Причем это направление, по ее мнению, может перетянуть на себя около 40% уже к концу 2014 года.

Основной причиной роста перевозок, по словам генерального директора ОАО "Архбум" Василия Кныревича, стало восполнение складских запасов балансов. "В прошлом году из-за ужесточения требований к перевозкам лесной продукции автотранспортом запас балансов только на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате, в который входит компания "Архбум", уменьшился на 115 тыс. кубометров по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. Причиной сегодняшнего увеличения отгрузки стало успешное восполнение складских запасов в I квартале 2014 года", - приводит пример эксперт.

К тому же, по его мнению, произошел не столько рост отгрузки, сколько перераспределение ее объемов между железной дорогой и автотранспортом. "При сложившемся паритете перевозок возможны небольшие колебания. Во многом они будут зависеть от внешних факторов, например погодных условий или закрытия автодорог. Сегодня доля стальных магистралей в доставке лесных балансов на Архангельский ЦБК составляет 68%, автотранспортом осуществляется перевозка 20% грузов, водным транспортом - 12%", - говорит В. Кныревич.

Если одни эксперты прогнозируют перераспределение лесных грузов по направлениям, то другие говорят и о возможном изменении внутри номенклатуры.

На динамику перевозок значительное влияние оказывают темпы роста мирового ВВП, в частности, развивающихся стран, которые сегодня снижаются. Россия занимает первое место в мире по объему леса - около 24% от запасов планеты, около 800 млн га (без лесотундры). Однако, по мнению участников рынка, со временем возможно смещение баланса в пользу продажи лесной продукции с большей добавленной стоимостью.

"Основным драйвером для развития лесной промышленности является рост спроса на биотопливо, которое набирает популярность в ходе ужесточения борьбы с загрязнением окружающей среды, а также увеличения цен на стандартные энергоносители. Благодаря более высокому уровню рентабельности производства за счет прибыли от продаж промышленных отходов, таких как опилки, растет привлекательность инвестиций в отрасль деревообработки", - комментирует Р. Гринченко. Также немаловажным фактором для роста лесной промышленности является развитие биоразлагающихся упаковок и пакетов, строительство деревянного жилья и т. д.

По его словам, в краткосрочной перспективе резкого смещения баланса в пользу продажи готовой продукции, а не сырья ожидать не стоит, но в среднесрочной - вполне вероятно. "Об этом свидетельствует растущее количество проектов, связанных с переработкой и изготовлением товаров с высокой добавленной стоимостью", - подчеркнул аналитик.

В целом все эксперты сходятся в одном: по итогам 2014 года рост грузооборота товаров лесной промышленности однозначно будет. Правда, незначительный - порядка 3-5%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.04.2014