28-05-21 / 2021
Новости отрасли
Лес остается ведущей номенклатурой в грузообороте погранперехода Гродеково - Суйфэньхэ

В объеме перевозок через данный пункт пропуска более 40% приходится на экспорт лесных грузов в Китай. За 4 месяца в направлении Гродеково – Суйфэньхэ перевезено 2,7 млн т грузов (годом ранее – 3,1 млн т), в том числе 1,1 млн т древесины и лесоматериалов. Несмотря на то, что Россия вводит заградительные меры, направленные на сокращение вывоза за пределы страны необработанной древесины, что ведет к сокращению погрузки лесных грузов на Дальнем Востоке, лес остается главной номенклатурой, с которой работает погранпереход (в Суйфэньхэ расположена крупная лесная биржа). К примеру, на уголь приходится 18% от общего экспортного потока в КНР, осуществляемого через Гродеково (в январе – апреле перевезено почти 0,5 млн т).

Как будет дальше складываться ситуация с перевозкой лесных грузов, сказать сложно. Известно, что в 2022 году планируется ввести полный запрет на экспорт необработанной древесины из РФ. Впрочем, возможно появление госкомпании, которой российские власти позволят осуществлять вывоз древесины. С идеей о ее создании в начале этого года выступил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Новая компания должна появиться до конца 2021 года и стать эксклюзивным агентом по предоставлению возможности экспорта с Дальнего Востока необработанной древесины, которую ей будут поставлять местные лесозаготовители. Предлагается, что такие последние смогут поставлять круглый лес без пошлин в рамках квот Минпромторга – при условии подписания агентского договора с новым оператором. Оператор будет получать агентское вознаграждение, а прибыль направлять на создание либо модернизацию производств лесопереработки.

Добавим, по прогнозам ИЭРТ, объем экспорта в Китай до 2025 года через Гродеково составит не менее 12,4 млн т (грузооборот пункта пропуска в 2020 г. – 9,3 млн т), а с учетом оценки потенциального спроса на эту перевозку перспективная грузовая база в направлении КНР оценивается в объеме 17,2 млн т ежегодно. Причем если не произойдет коренных изменений в лесной отрасли, поставки леса могут варьироваться от 4 до 4,7 млн т. Вместе с тем, согласно прогнозам, ведущей номенклатурой к 2025 году может стать уголь, его ежегодные перевозки возрастут до 5,3-6,5 млн т.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер28.05.2021