22-06-21 / 2021
Новости отрасли
Лес направят в порты

Поток лесных грузов в Китай пойдет по новому маршруту через дальневосточные порты

Количество заявок на экспортные отправки лесной продукции в КНР через сухопутные погранпереходы Гродеково увеличились вдвое к уровню прошлого года, а через Забайкальск – более чем в пять раз, сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД".

Из-за того, что китайская сторона принимает грузы нестабильно, эти запросы не всегда могут быть исполнены. Для диверсификации грузового потока в компании предложили грузоотправителям альтернативный маршрут – через порты Дальнего Востока.

В ОАО "РЖД" заявили о росте спроса на перевозки со стороны представителей лесной промышленности Приморья. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", в июне кратно увеличилось число заявок на отгрузку лесных грузов через сухопутные переходы на границе с КНР Гродеково и Забайкальск. При этом, как отмечают в компании, хорошую динамику показывают контейнерные перевозки леса: на Гродеково зафиксировали прирост в три раза к уровню прошлого года, на погранпереходе Забайкальск в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако ситуация на границе с КНР остается нестабильной. Из-за отказа в приеме поездов "Китайскими железными дорогами" в ОАО "РЖД" с конца прошлого года несколько раз вынужденно вводили конвенционный запрет на пропуск грузов. Так, только на станции Забайкальск конвенционные ограничения по погрузке в период с декабря по апрель действовали 67 дней. Поэтому в ОАО "РЖД", начиная с марта, прием к перевозке лесной продукции выполняется, исходя из фактического приема китайскими железными дорогами, отмечают в Центре фирменного транспортного обслуживания.

"События на границе с КНР, можно сказать, развиваются по синусоиде. Проблемы с пропуском были даже буквально две недели назад и в некоторой степени сохраняются сегодня. Восточно-Сибирская и Красноярская дорога – два основных полигона, которые отправляют лесные грузы – ограничивают отправки техническим планом. Сейчас просто загрузить вагон, имея фитосанитарные документы недостаточно, надо еще дождаться очереди. Также увеличилось время нахождения вагона в КНР: если раньше это было примерно 1,5 дня с момента захода до выхода, то сейчас ждем 3-4 дня", – прокомментировал "Гудку" сложившуюся ситуацию руководитель департамента лесных грузов компании "Эколайн" Максим Фурик.

В компании "ТрансЛес" также подтверждают, что ситуация на сухопутных пограничных переходах с Китаем и на подходах к ним продолжает оставаться напряженной: в связи с действующими эпидемиологическими ограничениями Китай не готов принимать прибывающие на границу грузы в полном объеме.

Для обеспечения стабильного грузового потока в ОАО "РЖД" предлагают грузоотправителям выбирать альтернативные маршруты – в частности, активнее загружать дальневосточные порты. Эта тенденция уже стала заметна: отгрузки лесной продукции через порты Дальнего Востока в июне выросли на 17,7%.

Однако, по мнению операторов, здесь также есть ограничения. Как ранее пояснял "Гудку" генеральный директор ООО "ТрансЛес" Алексей Барбариуш, речь идет как об эпидемиологических ограничения со стороны Китая, так и о конкуренции между разными видами грузов, в частности, в связи с ростом экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Разнообразие в плане направлений интересно и разумно, но все будет упираться в технические возможности. А именно: сможет ли ОАО "РЖД" обеспечить пропускную способность в порты с учетом увеличения грузопотока. Мы сейчас, хоть и редко, но ездим до дальневосточных портов и, как правило, там затруднен подход вагонов и они достаточно продолжительное время простаивают в портах", – подчеркивает Максим Фурик.

Ситуация с экспортом лесных грузов в Приморье может кардинально измениться в следующем году из-за введения запрета на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Напомним, что поручение ввести такое ограничение с 1 января 2022 года поручил президент РФ Владимир Путин в октябре прошлого года. По оценке перевозчиков, запрет на вывоз из страны необработанной древесины сильнее всего ударит по Приморью, где доля этой продукции в экспорте исторически выше, чем в остальных регионах страны.

Заместитель генерального директора экспедиторской компании "РэйлРу" Мария Татищева отмечает, что на Дальнем Востоке сейчас нет таких мощностей, чтобы переработать в необходимом объеме древесину. "На востоке в отличие от запада никаких новых целлюлозно-бумажных комбинатов не появляется.

Переориентировать поток на запад тоже практически невозможно, потому что логистика будет слишком дорогой. Если какое-то решение по экспорту не будет найдено и ограничение будет полным, то негативный эффект испытают и изготовители, и перевозчики лесных грузов", – полагает Мария Татищева.

В ОАО "РЖД" уже выразили обеспокоенность тем, что лесная промышленность Приморья по-прежнему ориентирована на экспорт "кругляка" и в следующем году перевозки из региона могут практически прекратиться. В компании готовы тесно работать с грузоотправителями, чтобы не допустить такой ситуации.

Отметим, что сейчас на уровне правительства обсуждаются меры, чтобы смягчить последствия запрета для лесной промышленности. Один из рассматриваемых вариантов – создать государственную компанию, которой будет разрешено экспортировать необработанную древесину. Окончательное решение примет глава государства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.06.2021