17-04-12 / 2012
Новости отрасли
Леонид Мазо: ФСТ и РЖД провели огромную работу по определению формулы единого тарифа за порожний пробег

– Необходимо подчеркнуть, что ФСТ и РЖД проведена огромная и одновременно филигранная работа по определению формулы единого тарифа за порожний пробег со специальной дегрессией и выравнивающих коэффициентов к тарифам за перевозки грузов. Но пока, несмотря на длительные сроки, удалась унификация только по двум типам вагонов, что является частичным решением проблемы. Легче было создать новую тарифную систему, комплексно справляясь со всеми накопившимися вопросами, как это предлагалось в концепции, разработанной ВНИИЖТ еще в 2007 году. Такое частичное решение может вызвать изменение в соотношениях с крытыми и специализированными вагонами по грузам, которые допускают взаимозаменяемость, особенно по расстояниям. При этом сохраняется особый порядок тарификации порожнего пробега по контейнерам. Следовало бы проверить также соотношения с оплатой порожнего пробега независимых перевозчиков по разделу 4 Прейскуранта № 10-01, особенно на больших расстояниях и для удлиненных платформ.

Позитивным является принцип превышения стоимости перевозки груженого вагона над стоимостью его порожнего пробега на расстояние, соответствующее дальности перевозки груза, но его выполнение целесообразно проверить по строительным и другим грузам с дополнительно вводимыми понижающими коэффициентами в груженой части на расстояниях свыше 1 тыс. км. Этот принцип может быть также нарушен при "неприменении исключительных тарифов к тарифам на порожний пробег универсальных полувагонов и платформ".

С методической точки зрения выравнивание инфраструктурно-локомотивной части тарифа за порожний пробег независимо от принадлежности полувагона с применением коэффициента порожнего пробега для вагонов общего парка очень правильно. Такие подходы предлагались мной три года назад. Однако фактический коэффициент порожнего пробега полувагонов сейчас больше заложенного в базовых тарифах 2003 года по всем универсальным вагонам. В то же время указанный ФСТ круг задач, на мой взгляд, не соответствует разработанным предложениям. Так, резкое снижение платы за порожняк после выгрузки грузов третьего класса уменьшит стимул загрузки в порожнем направлении и сокращения порожнего пробега. Декларируется "обеспечение возможности беспрепятственной передислокации порожних вагонов на станции погрузки на расстояние, не превышающее расстояние, соответствующее среднесетевой дальности перевозок порожних вагонов". Это что же, тарифы будут препятствовать реальному возврату порожняка на 4–6 тыс. км в Кузбасс? К чести авторов, не увидел заградительных тарифов для этих случаев. Возникает вопрос: зачем тогда оговаривается такая возможность?

Кроме того, из представленного на сайте текста не ясно, как будет оплачиваться вагонная составляющая привлеченных вагонов – по принятым недавно специальным ставкам или по схеме В4 Прейскуранта № 10-01, которая существенно ниже и не позволит РЖД возместить затраты по аренде полувагонов у ВГК. Считаю, что грузовладельцам и операторам целесообразно предоставить время для оценки удорожаний и удешевлений на конкретных маршрутах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru16.04.12Леонид Мазо, д. э. н., независимый эксперт