27-01-22 / 2022
Новости отрасли
"Латвийская желдорога" к 2040 г. хочет электрифицировать всю ж/д сеть страны, оценивает затраты в 4,5 млрд. евро

Latvijas dzelzcels (LDz, "Латвийская железная дорога") планирует к 2040 году электрифицировать всю железнодорожную сеть страны, заявил председатель правления LDz Марис Клейнбергс на пресс-конференции в четверг.

По его словам, разрабатываются схемы и механизмы финансирования проекта, а также сметы расходов. По предварительным оценкам, необходимый объем финансирования составит от 4 млрд евро до 4,5 млрд евро.

Как уточнили в LDz, такой объем финансирования предусмотрен для всех проектов модернизации инфраструктуры LDz до 2035 года: электрификации, увеличения скорости движения поездов, перестройки пассажирских перронов и др.

Клейнбергс также напомнил, что проект электрификации латвийской железной дороги был прекращен весной 2020 года. По его словам, тогда при реализации проекта акцент был сделан на грузоперевозки, однако позднее стало понятно, что первоначально прогнозируемые объемы грузопотоков не будут достигнуты. Теперь проект электрификации основан на обеспечении пассажирских перевозок.

В настоящее время проводится реконструкция электрифицированных путей протяженностью 81 км в рижском железнодорожном узле, мощность будет увеличена с 3,3 кВ до 25 кВ. Для проекта, который планируется реализовать к 2026 году, предусмотрено 72,2 млн евро из Фонда восстановления ЕС.

Клейнбергс сообщил, что первоначально к 2026 году планируется электрифицировать железнодорожные линии на Елгаву, Скулте и Тукумс II, к 2028 году - железную дорогу до Крустпилса. После этого к 2035 году планируется электрифицировать ж/д линии на Резекне, Даугавпилс и Валку, а к 2040 году - на Лиепаю и Вентспилс.

Клейнбергс подчеркнул, что главная цель проекта - сделать движение поездов более экологичным. Модернизация даст и другие преимущества, в том числе снижение затрат.

Вместе с тем, электрификация железнодорожных участков Резекне - Зилупе (город расположен в 3 км от границы с Псковской областью РФ - ИФ) и Даугавпилс - Индра (в 5 км от границы с Белоруссией - ИФ) зависит от отношений с Россией и Белоруссией. Если эти страны решат электрифицировать железные дороги до границы, то LDz электрифицирует и данные участки, в противном случае на них будет сохранено движение дизельных поездов.

По словам Клейнбергса, модернизация инфраструктуры позволит увеличить скорость движения пассажирских поездов до 140-160 км в час. В настоящее время только на некоторых участках пассажирские поезда могут развивать скорость до 120 км в час.

Первыми железнодорожными линиями, на которых планируется обеспечить возможность увеличения скорости поездов, станут Рига-Елгава и Рига-Айзкраукле. Модернизация этих участков обойдется в 70 млн евро, из них 59,5 млн евро составит финансирование из Фонда сплочения Европейского союза, а 10,5 млн евро - софинансирование LDz. Проект планируется реализовать к декабрю 2023 года.

В результате время в пути на маршрутах Рига-Айзкраукле и Рига-Елгава сократится на 10 минут, а на маршруте Рига-Лиепая - на 1 час 10 минут.

Повысить скорость движения поездов позволят электрификация желдороги, модернизация путей, повышение уровня безопасности движения на ж/д переездах.

В целях повышения безопасности движения на путях и около них в ближайшие годы в Риге и ее окрестностях на участке более 20 км будут построены защитные ограждения. К 2035 году планируется построить такие защитные ограждения во всех городах вблизи ж/д вокзалов и в густонаселенных районах. Железнодорожные переезды будут модернизированы, оборудованы автоматическими шлагбаумами, будут установлены дополнительные светофоры, а также оптимизировано время закрытия переездов.

Проект по установке защитных ограждений уже начался и будет завершен к концу 2023 года. В настоящее время ведутся строительные работы, направленные на повышение безопасности, качества и пропускной способности участка Саркандаугава-Мангали-Зиемельблазма. Срок завершения этого проекта - также конец 2023 года.

Общий объем финансирования проекта составляет 22,4 млн евро, в том числе финансирование из Фонда сплочения ЕС - 19,1 млн евро, софинансирование LDz - 3,3 млн евро.

Кроме того, глава правления сообщил, что LDz до конца 2023 года модернизирует в целом 48 пассажирских платформ и сопутствующую инфраструктуру на участках Рига-Крустпилс, Рига-Скулте, Рига-Тукумс и Рига-Елгава. Стоимость проекта составляет 44,4 млн евро, в том числе финансирование из Фонда сплочения ЕС - 37,8 млн евро, софинансирование LDz - 6,6 млн евро. В настоящее время ведутся проектные работы.

До конца 2027 года планируется модернизировать станции и остановки на линиях Рига-Валга, Крустпилс-Даугавпилс и Крустпилс-Резекне, к концу 2031 года - на ж/д линии от Елгавы до Лиепаи и на линии от Тукумса II до Вентспилса, а к концу 2035 года - на участке Плявиняс-Гулбене.

На всех модернизированных станциях, в частности, появятся навесы, парковки для велосипедов, системы информации и оповещения.

Как сообщалось, в марте 2020 года Latvijas Dzelzcels из-за резкого сокращения объемов грузоперевозок решила остановить проект электрификации железной дороги стоимостью 441 млн евро.

По данным министерства сообщения страны, объем железнодорожных грузовых перевозок в Латвии падает третий год подряд, в 2021 году он составил 21,963 млн тонн и уменьшился на 8,9% по сравнению с предыдущим годом и в 1,9 раза относительно допандемийного 2019 года.

В 2020 году железнодорожные грузовые перевозки в Латвии снизились на 41,9% по сравнению с 2019 годом и составили 24,113 млн тонн. В 2019 году показатель равнялся 41,492 млн тонн, в 2018 году - 49,266 млн тонн.

Клейнбергс на прошлой неделе заявил, что Латвия готова развивать сотрудничество с Китаем в сфере транзитных железнодорожных грузовых перевозок. Говоря о потоке российских грузов, Клейнбергс отметил, уже несколько лет назад было ясно, что рано или поздно Россия настолько разовьет свои порты, что грузопоток через Латвию резко сократится. Однако возможности развития в регионе Балтийского моря не безграничны, поэтому все зависит от потребления и спроса, и в данной связи он настроен оптимистично.

В настоящее время крупнейшим партнером LDz остается РФ, обеспечивающая 56% перевозок. По мнению Клейнбергса, объемы грузов останутся примерно в тех же пределах. "Ничто не предвещает масштабного падения, наоборот - мощности российских портов в настоящее время относительно исчерпаны. Кроме того, одно дело - собственная продукция России, другое - продукция из России как транзитной страны", - пояснил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.01.2022